Прекрасное мгновение

Леонид Петров| опубликовано в номере №1104, май 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

И сорок человек дают дробь. Повторяют снова и снова много раз подряд, пока не раздается долгожданная команда:

— Перерыв. Проветрите зал, после перерыва — «Калинка».

Шла обычная воскресная репетиция народного ансамбля танца Ленинградского Дома культуры профтехобразования. Начавшись с утра, она закончилась далеко за полдень. В будние дни танцоры приходят в этот зал сразу после работы или занятий. И несколько часов кряду отрабатывают элементы, связки, куски танца, а потом уже репетируют его целиком. И так месяцы, годы подряд.

Зрители Японии и Румынии, ГДР и Болгарии, Австрии и ФРГ, восторгавшиеся мастерством ленинградских танцоров, конечно же, понимали, что за внешней легкостью и изящностью стоит большой труд. Но, кроме труда, необходима была еще истинная самоотверженность, чтобы в течение долгих лет выкраивать время, необходимое для репетиций, находить силы для репетиций, не отчаиваться в случае неудач, исправлять ошибки, оттачивать мастерство — и все ради одного — прекрасного мгновения танца.

Их танцы ставили наши прославленные хореографы: Игорь Александрович Моисеев, Ростислав Владимирович Захаров, Леонид Вениаминович Якобсон, Владимир Павлович Бурмейстер, Татьяна Васильевна Устинова — всех и не перечесть. Но вряд ли труд самых замечательных постановщиков принес бы плоды, если бы он не слился в одно целое с трудом самих танцоров, их преданностью ансамблю и танцу.

Ведь все они работают или учатся. Или часто работают и учатся. А они молоды. И, кроме учебы и работы, есть еще масса дел и увлечений, которые требуют времени. Приходится отказывать себе во многом, потому что сутки не резиновые, потому что все свободные часы отданы танцу.

Я спросил у одного из них, часто ли приходится пропускать репетиции. Он думал, считал и сказал: за девять лет, что он в ансамбле, пропустил всего лишь несколько занятий и то по болезни. А потом оказалось, что и у других такой же режим.

Но жизнь есть жизнь. Они приходят в ансамбль юнцами, уходят, достигнув зрелости. На Всемирном фестивале молодежи в Софии в 1968 году коллектив завоевал две золотые медали. Но теперь из тех двадцати четырех участников-лауреатов осталось в ансамбле человек семь.

Но в том-то и заключена жизненная сила этого коллектива. Сто двадцать человек занимаются в четырех группах: двух подготовительных, средней и основной, исполнительской. Постоянно пополняясь, начальные передают своих лучших учеников дальше, пока те не получат право выступать в основном составе.

Постоянный процесс обновления коллектива — залог его постоянной молодости. А для руководителя — причина постоянных трудностей. Самый блестящий номер ансамбля может сохраниться только при постоянном составе участников. Обновляется состав — вновь приходится повторять давно уже пройденное, искать давно найденное. Это, пожалуй, самое трудное — двигаться вперед, постоянно возвращаясь к исходной точке.

Конечно, этому можно было бы радоваться: не всем в конце концов становиться танцорами-профессионалами. И чем больше людей пройдет через ансамбль, тем значительнее число приобщившихся к творчеству, искусству. В этом-то и сила художественной самодеятельности. Однако руководителю коллектива от этого не легче. Нужно обладать упрямым характером, чтобы не впасть в уныние от частой смены поколений.

Носихину помогает еще и то, что с хореографическим коллективом Дома культуры связана большая часть его жизни. Это не просто место работы, это его родной дом, где он рос, мужал, получил профессию, а теперь трудится, передавая молодежи традиции, хранителем которых он стал. Сказано это отнюдь не красного словца ради.

Его мать умерла перед самой войной. Летом сорок первого отец отвел одиннадцатилетнего сына в детский дом, а сам добровольцем ушел защищать родной Ленинград. Он погиб осенью у Невской Дубровки. Леонид пережил первую блокадную зиму. Эвакуацию. Вернулся в Ленинград в сорок четвертом, поступил в ремесленное училище и тогда же записался по совету дружков в танцевальный кружок Дома культуры профтехобразования. В РУ он получил профессию токаря-универсала, но танцы уже не отпускали. Сначала он пытался сочетать оба занятия. Но потом отдался целиком танцу. Сам танцевал, руководил самодеятельностью. Уехал в Баку солистом театра оперы и балета. Окончил там хореографическое училище. Но все равно тянуло в родной город.

И теперь Носихин уже пятнадцать лет возглавляет народный хореографический коллектив Дома культуры, где когда-то начинал сам, где теперь танцует его сын, который, кстати, учится на токаря-универсала в том же училище, где учился отец.

Что еще сказать? На городских и всесоюзных смотрах художественной самодеятельности народный хореографический коллектив Ленинградского Дома культуры профтехобразования постоянно становится лауреатом. Он награжден Грамотой Президиума, Верховного Совета РСФСР, а прошлой осенью ему присуждена премия Ленинского комсомола.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены