Поющее дерево

Валерий Фокин| опубликовано в номере №1430, декабрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Видели бы вы детские вешалки работы мастеров кировского объединения «Умелец»! Коснешься одной — мудрая сова, сидящая на веточке-крючке, замашет расписными деревянными крыльями. Потянешь полотенце с другой — весело захлопочут, завертятся на своем насесте резные петушки.

Волшебство, сказка начинаются с того, что оживает обычная, неприметная вещь, но вспомните: ведь и папа Карло выстругал своего Буратино из обыкновенного полена. Старший художник объединения «Умелец» Валерий Жигальцев из тех мастеров, кто умеет в неживое дерево вдохнуть душу.

В Московском художественном училище имени М.И.Калинина, где Валерий учился, увидел он впервые глиняную расписную дымковскую игрушку. И не только красоте поразился, но и над секретом ее задумался. «Дымка» — промысел чисто женский. Правда, говорят, пробовал один настырный мужичок у мастериц-дымковчанок опыт перенимать, да не вышло ничего — глаз не тот и рука не та. А вот для дерева мужская рука нужна: испокон веку на Руси плотничать и столярничать мужским делом считалось. Ну, а резьбу по дереву особым талантом почитали. «А нельзя ли свою дымку сделать, деревянную?» — задумался художник.

Наслышан был Валерий о вятских традициях деревянных ремесел и сам увлекся этим народным промыслом: ездил по глубинке, со старыми мастерами встречался, утраченные секреты вызнавал. В Подосиновском районе обратил внимание на роспись дверей, полатей, потолков в старых избах. После той поездки старая, почти забытая полукистевая живописная манера проявилась в новой росписи сувенирных шкатулок и разделочных досок.

Произведения художника Жигальцева на худсоветах и выставкомах обычно именуют «скульптурой малых форм», сам же автор предпочитает другое название — «деревянная пластика». На своем домашнем токарном станке он не просто вытачивает из дерева игрушки-сувениры, а словно возвращает с лукавой улыбкой из прошлого «вятские типы». Вот «Плотник» и «Гончар», вот «Кузнец» и «Гармонных дел мастер», вот «Вышивальщица» и «Кружевница». Смотрит на них детвора и будто бабушкины сказки слушает.

От плоскостных изделий с росписью, выжиганием или инкрустацией пришел художник к деревянным объемным панно — своеобразным барельефам. Такого, пожалуй, еще никто не делал. Это традиционный русский лубок в нетрадиционном исполнении. Точеные геометрические фигуры располагаются на фоне крашеной мешковины, а резная доска — на то и лубок! — украшается назидательными надписями.

Творчество и производственный план, вдохновение и вал — понятия трудносовместимые. Вот и мечтает сейчас художник «Умельца» о системе индивидуальных заказов по альбому образцов. Среди многочисленных идей есть и такая: наладить межпроизводственные связи с местным объединением, выпускающим мебельные гарнитуры, чтобы можно было не только обставить, но и оформить в едином стиле прихожую, кухню, детскую комнату.

Хорошо, наверное, будет жить в такой квартире — лесом пахнет и расписной петушок деревянным глазом косит: пораньше вставай, за работу берись!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ослепленные

Куда ведет пагубное пристрастие к наркотическому дурману

Каргополье

Отечество