Повзрослевшие новоселы

Алексей Воробьев| опубликовано в номере №1385, февраль 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

О некоторых проблемах молодого сибирского города

Были времена, когда езда требовала от водителей не только профессионализма, но и мужества. Но вот дорогу основательно подновили, стала она надежна и удобна. Машина плавно вписывается в повороты, за окнами мороз под сорок, сосны стеной. Трудно поверить, что уже давно едешь по городу.

– Не просто по городу – по самому большому в мире, – усмехнулся случайный попутчик. – Не верите? Академик Аганбегян утверждает, что площадь его целых 200 тысяч квадратных километров. Это же вдвое больше территории всей Болгарии!

Позже, в горисполкоме, выяснилось, что ошибки нет, космические размеры соответствуют истине. Нерюнгри начинается сразу от северного склона Станового хребта и тянется тайгой, сопками мимо бамовских поселков Золотинка и Беркакит на двести с лишним километров, убегая на север, к Чульману, знаменитому единственным в здешних местах аэродромом. Город Нерюнгри как единица административная.

В нынешнем году предполагалось отметить сразу два события – десятилетие города и рождение стотысячного его жителя. Но жизнь, как говорится, внесла коррективы – второе событие намного опередило первое. Подрастет скоро стотысячный нерюнгринец Андрейка – первенец в семье Татьяны и Анатолия Луковцевых – и узнает, что вместе с многочисленными сверстниками появился он на свет в знаменательный год укладки золотого звена БАМа. Узнает, какую роль сыграла великая стройка в судьбе его родного края.

О богатствах в русле реки Нерюнгри догадывались давно. Мощный угольный пласт площадью четыре на шесть километров, возле которого и встал сегодня город, – лишь крупинка тех драгоценных россыпей, что хранит Южная Якутия. Уголь, железная руда, масса других ископаемых. Догадывались, знали да взять не умели.

Рельсы Малого БАМа пришли сюда в октябре 1977-го. Появилась возможность брать из здешних кладовых уже не щепотками и горстями, а эшелонами. В Нерюнгри же потоками пошли материалы, оборудование, мощные машины для быстрого освоения угольного разреза. Кстати, о машинах.

На какой бы из крупных строек Сибири ни приходилось бывать, везде жаловались на нехватку техники, мечтали хотя бы о парочке дополнительных тракторов и десятке самосвалов. В Южной Якутии впервые довелось услышать особое мнение на сей счет.

– Техники добавлять уже не будем, – заявил заместитель директора разреза «Нерюнгринский» Владимир Абрамович Унру, – машин и механизмов достаточно. Ну, разве получим кое-что на замену-Техника дана Нерюнгри могучая. Взять хотя бы стовосьмидесятитонный БелАЗ или двадцатикубовый экскаватор ЭКГ-20. И тот и другой гиганты: по одной колее БелАЗа свободно проезжает грузовой МАЗ, а в ковше ЭКГ-20 может уместиться хоровая капелла. Есть ли необходимость убеждать, что с такими машинами поистине можно горы ворочать?

С приходом Малого БАМа город стал расти как на дрожжах. Еще только закладывались корпуса самой производительной в стране обогатительной фабрики, а уже добывался в открытом разрезе уголь, готовилась к пуску первая очередь Нерюнгринской ГРЭС, заселялись строителями первые многоквартирные дома.

Нерюнгри рос даже стремительней первых родившихся в нем жителей. И десять лет спустя его основателям и старожилам уже есть чем похвастать.

За день здесь тратят больше миллиона. Точнее, осваивают миллион триста тысяч рублей капиталовложений. Каждый месяц грузовики и экскаваторы перемещают по шесть миллионов кубометров грунта. (Кстати, при строительстве Якутского участка БАМа за несколько лет отсыпано фунта лишь немногим больше – десять миллионов кубов.) И хозяйственное освоение зоны БАМа тоже впервые начато именно в районе Нерюнгри. Сегодня средний возраст жителей города – двадцать шесть лет, а ветеранам самых первых десантов – едва за тридцать. Это они обжили тайгу, научились работать и построили город. История ударной комсомольской в масштабах своих, в звучных цифрах и громких фактах – их рук дело.

Взрыв

До взрыва оставалось полтора часа, и нужно было спешить, но Цветков медлил.

– Шнур выдержит по погоде?

– Должен, мы рассчитали...

– Тогда давайте наверх, понаблюдаем. «УАЗик» выскочил на верхнюю площадку, заложив

крутой вираж, встал колесами в метре от обрыва. Внизу шевелились бульдозеры, дымили выхлопными трубами грузовики, еще работали люди. Будто не зная, что совсем скоро площадка, где они находятся, взлетит на воздух: накануне там было заложено более тысячи тонн взрывчатки.

– Пора убирать всех, – заключил Цветков и приложился к рации. – «Сорок второй», ответь «тридцать шестому».

Заместитель главного инженера разреза «Нерюнгринский» по буровзрывным работам Юрий Цветков сейчас был хозяином на северном крыле. В эти минуты ему подчинялся и рабочий, и высокий начальник.

Горизонты северного крыла разреза поднимались друг над другом пятью гигантскими ступенями. Как в амфитеатре. Повинуясь командам, последние машины медленно уползали с горизонтов в укрытия, площадки постепенно пустели. Там, внизу, оставались лишь взрывники.

– Включите сирену. И чтоб никого в зоне! Еду на первый блок.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Дмитрий Кабалевский: «Учитесь музыке»

Знаменитый композитор об искусстве и безвкусице

Не робей, продвигай бобслей!

За победой на бобах