Повесть о Михаиле Светлове

А Елкин| опубликовано в номере №932, март 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Стоит на запасном пути.

В чем был волшебный секрет популярности «Каховки»?

Как-то Светлов заметил:

— Почему раньше почти каждый фильм рождал новую песню? А сейчас такое редко случается. Наверное, потому, что песни, которые не принимает народ, живут где-то «на периферии» важнейших чувств и мыслей, волнующих современников...

Мы жили тогда стремительно и тревожно. Испания еще была впереди. Но уже жгли книги на улицах Берлина, и в Италии маршировали чернорубашечники...

Об этом думал каждый, и песня нашла слова, созвучные ветрам века.

Гроза вставала над миром, и уже никто не мог предотвратить ее. Впереди был первый бой с фашизмом.

Испанское небо

Они добровольно пришли на эту землю и умирали за нее.

Простые русские парни. «Из нашего города» — с Арбата и Невского, Крещатика и Дерибасовской. Легендарная Пасионария — Долорес Ибаррури говорила: они «за ночь приводили в порядок машины и, опрокидывая все технические нормы и нормы человеческой выносливости, на следующее утро возвращались в бой... Они приехали в Испанию ПО доброй воле, чтобы сражаться бок о бок с испанцами. То были благородные, проникнутые революционной романтикой советские герои...»

На Арагонском фронте и под Гвадалахарой дралась муза Светлова. Она поднималась с бойцами интербригад в атаку, тихо склонялась над ранеными в окопах, уходила с истребителями в дальний полет.

«Гренада» была для нас — добровольцев, дравшихся в Испании, — своего рода гимном. Светлов сказал то, что не только чувствовал каждый, но переживал ежедневно, ежечасно, носил в себе, как самое сокровенное.

То, о чем говорили стихи, было смыслом нашей жизни, и здесь ни убавить, ни прибавить. И если учесть, что все мы выросли с «Каховкой», нетрудно понять, что может поэзия, если она впитала раздумья, надежды и мечты человека, вставшего под знамена Революции».

Когда Герой Советского Союза Михаил Григорьев вспоминал этот боевой путь «Гренады», я думал о счастливой судьбе стихов, открывающих людям лучшее в их душевном мире, стихов-солдат, никогда не увольняющихся в запас.

Сражалась поэзия высокой романтики и интернационального братства. И, как ответная волна, шла навстречу мелодии «Гренады» музыка строк великого испанца Антонио Мачадо:

Россия, благородная Россия!..

Испании ты слышишь голос.

Раскат грозы военной покрывая,

Гремя от моря и до моря.

Он говорит тебе: сестра!..

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены