Посмотрите на карту

М Гольдберг| опубликовано в номере №297-298, сентябрь 1937
  • В закладки
  • Вставить в блог

1. Дума о стране

Может быть, это было так.

На столе белели листки незаконченной рукописи. Напротив, на стене, висела карта России. Человек, работавший за столом, иногда вставал, приближался к карте и подолгу всматривался в очертания огромного евразийского материка.

В ночной тишине раздавались медные удары Спасской башни.

Задумавшись, человек прохаживался по кабинету. Потом снова брался за ручку.

«... Посмотрите на карту РСФСР. К северу от Вологды, к юго-востоку от Ростова-на-Дону и от Саратова, к югу от Оренбурга и от Омска, к северу от Томска идут необъятнейшие пространства, на которых уместились бы десятки громадных культурных государств. И на всех этих пространствах царит патриархальщина, полудикость и самая настоящая дикость. А в крестьянских захолустьях всей остальной России? Везде, где десятки верст проселка - вернее: десятки верст бездорожья - отделяют деревню от железных дорог, т.е. от материальной связи с культурой, с капитализмом, с крупной промышленностью, с большим городом. Разве не преобладает везде в этих местах тоже патриархальщина, обломовщина, полудикость?»

Это Ленин. Это один абзац из знаменитой статьи «О продовольственном налоге», написанной в апреле 1921 года.

Когда Ленин писал ее, тяжелое время переживала страна. Стояли заводы, разваливался транспорт. В деревне вспыхивали кулацкие восстания. Ленин и Сталин поворачивали страну на рельсы новой экономической политики. Ленин говорил о необходимости учиться у капиталистов, учиться хозяйничать и торговать. Перед его взором неотступно стояла крестьянская Россия, с мешочниками на станциях, с нищими полями и соломенными избами. Из оврага феодальной отсталости эту страну надо было поднимать на вершины социализма.

Необыкновенно волнуют сегодня, в дни великого двадцатилетия, эти простые ленинские слова: «Посмотрите на карту...»

Посмотрите на карту, товарищи. Разыщите города, о которых упоминал Ильич. Проведите линии на север, на юг, на восток...

2. К северу от Вологды...

Это направление хорошо знакомо нашим полярным летчикам. Путь на Архангельск... Первый этап великой трансарктической магистрали Москва - Северная Америка...

Георгий Байдуков фиксирует в своем дневнике, как меняется облик района. С каждым годом все меньше болот. Раньше зеленая окраска лугов и пашен окрашивала только берега рек, - теперь она заливает огромные куски глубинной территории. Широкими квадратами легли колхозные массивы. Вот необычное для Севера пятно: море спелой светло-желтой пшеницы. Гостья с Украины! По сталинской путевке она переселяется к высоким широтам.

Чем ближе к Архангельску, тем гуще леса. Зимою в лесных чащах ползают тысячи мощных гусеничных тракторов. Тракторы тащат к сплавным рекам целые поезда драгоценного экспортного леса. Исчезли дымные землянки лесорубов. На их месте - просторные дома, клубы, маленькие электростанции.

Перелетим через индустриальный Архангельск и Белое море. Мы на Кольском полуострове.

В тот год, когда Ленин писал о карте России, это была пустыня, пересеченная одиноким рельсовым путем. Что знали о крае? Мерзлая тундра. Кочевья лопарей-оленеводов. Дикие горы. Десять тысяч людей на сто сорок тысяч квадратных километров.

Сейчас в одном Кировске больше пятидесяти тысяч жителей. Город, носящий имя пламенного трибуна революции, - центр нового горнопромышленного района. Это город фабрик, рудников, лабораторий, школ. Город с театром и стадионом, с единственным в мире заполярным ботаническим садом. Забегая вперед, скажем, что со славой Кировска соперничает другой заполярный город, Игарка.

Кировск, Мончегорск, Нивгрэс, Туломгрэс - форпосты социализма в тундре. Меняется география полуострова, и вместе с нею меняется быт. Вчерашние кочевники сеют кормовые травы и садят овощи. Объединяются в колхозы. Посылают сыновей в школы. Пользуются услугами машинно-тракторных и машинно-сенокосных станций...

Карелию раньше называли «подстоличной Сибирью». Экономгеографам этот участок карты не доставлял особых хлопот. Нечего было отмечать. Дичь, камень, болота...

А сегодня?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены