Последние дни Патриса

Борис Пиляцкин| опубликовано в номере №928, январь 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Для страховки Чомбе посадил Гата под арест. Другие офицеры-наемники получили приказ временно «исчезнуть» из поля зрения.

Что же касается капитана Гата, отсидевшего две недели в остроге, то в соответствии с контрактом он получил солидный куш за «работу» и благополучно перекочевал в Европу. Вот кто мог бы многое рассказать. Но найти его не так-то просто: подобного сорта люди не любят оставлять следы. Все же корреспонденты тунисского журнала «Жён Африк» разыскали Гата.

...Двухэтажный особняк по шоссе Бреда, ведущему из Антверпена к голландской границе, окружен тенистым садом. Там играют ребятишки. Рядом с виллой — спортивный светло-голубой автомобиль с черным верхом. Идиллическая картинка жизни преуспевающего рантье, словно сошедшая с глянцевых страниц иллюстрированных журналов. Ничто не напоминает о крови, стонах узников и выстрелах, прозвучавших в катангской ночи...

На звонок выходит худощавый человек небольшого роста. У него светлые голубые глаза и большие усы. На лоб ниспадает прядь черных волос. Осанка и одежда выдают бывшего военного — рубашка цвета хаки с открытым воротом, брюки из толстого грубого сукна.

— Что вам угодно?

— Нам нужно видеть Жюльена Гата.

— Это я.

— Мы журналисты и хотели бы поговорить об известном вам деле.

— Я никогда не говорю с журналистами.

— Однако вы заявили корреспонденту «Ньевве газет», что придет время, когда заговорите. Мы здесь, чтобы узнать, не настало ли это время.

— Мне нечего сказать.

— Можете ли вы хотя бы обещать, что предоставите нам исключительное право напечатать ваш рассказ, когда сможете или будете в состоянии говорить?

— Мне нечего сказать.

Гат замечает, что фотограф хочет сделать снимок, и поспешно захлопывает дверь:

— Идите, идите, идите!

Интервью окончено.

«Возвращаясь из Антверпена в Брюссель, — рассказывают корреспонденты «Жён Африк», — мы остановились в крепости Бреендонк. С 20 сентября 1940 года по 31 августа 1944 года там был концентрационный фашистский лагерь. В каждом из помещений этой крепости можно услышать записанный на пленку рассказ тех, кто томился здесь в заключении. Первыми нам довелось услышать такие слова: «У истории всегда есть свидетель».

Андре Протэн, тот самый капитан, который вместе с Мунонго встречал самолет «ДС-4», Рушфор, Лева и Мишель после прихода к власти Чомбе летом 1964 года снова вернулись в Конго. Как «крупные специалисты» они занялись вербовкой наемников для мобутовской армии. Имена и судьбы четырех остальных молодчиков из первой роты катангской полиции пока неизвестны. Зато главный заговорщик и убийца известен точно: Моиз Капенда Чомбе.

Сейчас имя Лумумбы вычеркнуто из путеводителей по Стэнливилю. Взорван динамитом памятник Патрису, а у площади, где он прежде стоял, отняли имя героя. Но не так-то просто вырвать образ Лумумбы из памяти конголезского народа. И этого смертельно боятся убийцы.

Неподвластная временщикам и диктаторам, живет в народе легенда о том, что Лумумба поднялся из могилы и ушел к партизанам в джунгли.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены