После Девни поеду в Усть-Илим

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1135, сентябрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Приехал после техникума домой. Женился на своей ровеснице Гергане, она наша, из Лома. Поступил в порт работать. В общем, нормальная жизнь. Все повторяется. Думал, пройдет срок - теперь уже моего отца будут встречать внуки после работы, а он им будет носить гостинцы. А потом наступит мой черед стать дедушкой. Прекрасная перспектива: жизнь.

И тут приходит письмо из министерства, предлагают ехать в Дев-ню: строится там содовый завод, нужны специалисты.

И я поехал.

- Все-таки почему поехал? Вроде бы и так все складывалось у тебя хорошо. И потом: как отнеслись к этому родители?

- С родителями все просто. Ни мать, ни отец никогда не вмешивались в планы детей: пусть, мол, сами определят свой путь. Отец говорит: «Асеки си тарси място в живота». По-русски это примерно: каждый должен сам выбирать свое место в жизни. Я с ним согласен. У меня такой же принцип.

- Родители, одним словом, не возражали. А почему поехал сам?

- Надо представить, что такое Девня.

Говорят, название этой долины пошло от имени сестры какого-то там римского императора. Был тут сначала маленький поселок на берегу Гебеджанского озера и речушка, которая в него впадает. Позже Давней назвали весь комплекс заводов, которые уже построили и еще будут строить в этой узкой долине, зажатой восточными отрогами Балкан. Первым тут встал двадцать лет назад химкомбинат имени Карла Маркса. Потом сахарный, цементный заводы, комбинат химических удобрений и теперь вот наш, содовый.

Вы из Варны на автобусе приехали! Ну, тогда сами знаете. Двадцать пять километров дороги: виноградники по холмам, персики в садах, вдоль шоссе зреют, миндаль, пшеничные поля. И вдруг - комплекс заводов. Дым. Индустрия. Впечатляет. Правда! А для болгарской молодежи - главная стройка. «Мы строим Девню, Девня строит нас». Это не просто лозунг. В этом - главный смысл стройки. Создавая индустриальный комплекс, мы закладываем фундамент под будущее развитие нашего хозяйства. И одновременно растим кадры квалифицированных рабочих и инженеров, которым придется трудиться в этом хозяйстве, - все взаимосвязано. Взять хотя бы соду. Сейчас это самый необходимый продукт для многих отраслей промышленности - от стекольной до атомной. За последние полтора года ее цена подскочила на мировом рынке более чем в три раза. Дефицит. И наш завод, когда выйдет на проектную мощность, станет четвертым по величине в мире. Только у вас, в СССР, в США да еще в Бельгии есть такие гиганты.

Строили его по проектам СЭВа. Он же дал инвестиции. Оборудование поставили в основном СССР и ГДР. Некоторое - Италия, ФРГ, Швейцария, Англия. И продукцию нашу мы будем поставлять за границу, главным образом социалистическим странам. Самим бы нам хватило той, что вырабатывает комбинат имени Карла Маркса. Но в Девне очень выгодно производить соду. Вот эти горы - известняк. Километрах в сорока отсюда - огромные залежи каменной соли. Ее вымывают из-под земли и гонят сюда по трубам. Известняк и соль - основное сырье для производства соды - рядом и много. И мы будем продавать свою продукцию, чтоб купить у братских стран то, что нужно нам.

Или возьмем наших соседей, комбинат химических удобрений. Фосфориты сюда везем из Северной Африки, апатиты - с Хибин. Готовое удобрение поставляем в другие страны. И себе остается, конечно.

Так что Девня не только крупнейший промышленный комплекс Болгарии и главная молодежная стройка страны. Это еще и международные связи, торговля, взаимопомощь. Это одна из многих нитей, которая связывает нашу страну с остальным миром. Девня помогает занять нашей республике подобающее место среди других государств.

Но это не все. Я думаю, наш завод не ограничится проектной мощностью. Будет расширяться. Но продукцию вывозить уже сейчас трудно. И теперь сооружается морской порт «Варна - Запад». Из Варненского залива прорыт канал в Гебеджанское озеро. К нам уже заходят морские суда. Когда окончательно оборудуем причалы, проблема доставки и отгрузки сырья и продукции будет решена полностью. Морской порт в узкой долине между отрогами Балкан!

Думаю, теперь понятно, почему сюда едут работать молодые. Каждый выбирает свое место в жизни. И хочется делать что-то заметное. Спросите других ребят Девни, кто строил ее, а теперь тут работает, - скажут то же самое.

Но мы опять отвлеклись...

- Нет, не отвлеклись. Все это очень важно для тебя... Итак, сначала ты работал на стройке...

- Потом поехал в Союз. Есть в Донбассе город Славянск, а там содовый завод. Нужно было постажироваться у советских специалистов, опыта набраться перед пуском своего производства.

Пять дней в Москве. Месяц в Сла-вянске. Потом еще пять дней в Москве. Маловато, конечно, но для первого раза неплохо.

В Славянске понравилось. Завод постарше нашего. Но чистота, порядок. Наш, видите, с иголочки. Командный зал цеха - дворец спорта. Понятно, строили с прицелом на будущее, чтобы и через годы условия труда соответствовали самым высоким требованиям. Ясно, что это дороговато, но зато после не нужно будет реконструировать. А в Славянске, конечно, поскромнее. Кажется, как после войны завод восстановили, так и работает до сих пор. Но как там работают! Есть у них мастер Бобенко. Пожилой уже. Нет, имени не помню. Все его зовут: Бобенко, Бобенко. Ну, и я тоже: Бобенко. А вернулся я домой, хватился - как же это я имя не запомнил! Но его и так не спутаешь с другим. Лет двадцать назад он приезжал в Болгарию, помогал пускать соду на комбинате имени Карла Маркса, а теперь вот мы к нему ездили учиться. Он, между прочим, в одной смене с сыном работает. Только сын на станции абсорбции и дистилляции, а отец в цехе карбонизации. Но пульты управления вынесены в один зал, так что они рядом.

Вот я говорю: мастер. А что такое мастер! Я с Бобенко три-четыре смены всего и поработал. Не больше. И он сумел все объяснить так, что я понял. Это в школе на уроках химии все просто: такие-то вещества взаимодействуют с такими-то. Такие-то температуры, концентрации, всякие принципы противотока...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены