Посеешь характер… пожнешь судьбу

  • В закладки
  • Вставить в блог

Письмо молодого рабочего

Как бы не перетрудиться

С недавних пор я постигаю сложную специальность электротехника. Как известно, практика основательно укрепляет знания, почерпнутые из учебников. И вот во время производственной практики я действительно окончательно понял, что такое труд электрика, что в нем самое главное.

Чтобы я как можно лучше изучил специальность, меня прикрепили к пожилому, опытному электрику, много лет проработавшему в энергоцехе. Он показал мне, как надо заряжать лампы, и мы принялись за дело. С первой я провозился довольно долго, но постепенно у меня стало получаться все быстрее и лучше. Смотрю, я уже ничуть не отстаю от своего наставника, а после обеда я, к своему изумлению, вообще обогнал его. Ну, думаю, дела! А он поглядывает на меня и посмеивается...

Я, честно говоря, ждал похвалы. Но опытный мастер ошеломил меня следующим наставлением:

– Тебя что, в шею толкают? Куда ты гонишь? Кого обогнать хочешь – самого себя? Ты подумай: работа легкая, будем гнать – сделаем быстро, так мастер другое задание даст, глядишь, потруднее. Зачем оно тебе? Давай-ка помедленнее, поспокойнее, может, и до конца смены дотянем. А если очень постараемся, так. и на завтра останется. А будешь спешить – заметят и столько на тебя навалят, что не обрадуешься.

Так я узнал первую заповедь электрика. Чтут и не переступают ее довольно многие. Хотя люди в цехе в общем-то и неплохие.

Сергей Пильник, Минск

 Талант в землю

На размышления, с которыми я сегодня обращаюсь в «Смену», меня подтолкнул один случай. Как-то мне довелось на работе сделать то, что не входило в мои прямые обязанности. И услышал по этому поводу вечером от старого работника по телефону:

– Вот что я хочу тебе объяснить. Сегодня ты вызвался сделать одно, завтра тебя потянет еще на что-нибудь, потом начнешь предложения подавать по рационализации...

– А что, разве это плохо? – удивился я.

– Как ты не понимаешь! Только откройся на работе со всеми своими талантами и способностями, только покажи, как ты умеешь работать, на тебя сразу столько нагрузят, что спина согнется. А не справишься – и премия, и тринадцатая зарплата улетят от тебя далеко-далеко – туда, откуда не возвращаются. А в это время другие, кто не лез в передовики, не хвастал своими способностями, все, что полагается, получат.

Я молчал – слишком все было неожиданно.

– Молчишь? Правильно, лучше послушай опытного человека. Я ведь говорю тебе об этом потому, что ты еще молод, многого не понимаешь. Так вот, не строй из себя комплексную бригаду. Ты – рядовой работник. С тебя спрос невелик. И еще одно запомни. Сейчас к тебе относятся хорошо. Пока. Потому что думают, что ты нормальный человек. А начнешь лезть на глаза, показывать, какой ты умный и деловой, как много ты умеешь, начнут к тебе относиться по-другому. Ты пока еще особых глупостей не наделал, но я хочу предупредить тебя заранее. Ведь нам вместе работать. Подумай обо всем еще раз.

Он положил трубку. Старший посоветовал, я и задумался. Выходит, на работе надо свои способности прятать так, чтобы никто о них не догадывался? Но не значит ли это то, что называется – зарывать талант в землю? Если у человека есть способности, для чего их прятать? Почему не замахнуться на большее? Работы я не боюсь, очень интересно попытаться делать что-то, чего раньше не умел, что не выходило. И почему это должно испортить мои отношения с людьми на работе? Может, «Смена» поможет мне разобраться в этих вопросах?

Р. Огинскас, Вильнюс

Отвечает Николай Груздев

Первое впечатление от этих писем – недоумение. А сами-то авторы какую позицию занимают? Один из них не сказал, как воспринял «науку» наставника: как руководство к действию или не приемлет ее? Второй, кажется, колеблется: может, я прав, а может, старший товарищ... Рассудить просит.

Но как со стороны посоветуешь: делай только то, не делай это? Каждому приходится действовать так, как подсказывает собственный разум, собственный житейский опыт. Мне возразят: какой опыт, скажем, у выпускника ПТУ? Ну, чтобы никакого не было – не поверю. Мал – другое дело. Конечно, я могу поделиться своим, рассказать о своих взглядах, но ведь житейский опыт не возьмешь напрокат... Но письма задевают за живое, и я решил попробовать парням ответить. Хочу сразу только сказать, что свой выбор – работать так или иначе – им все же предстоит сделать самим и самим потом отвечать за него перед людьми и своей совестью, но я надеюсь, что мои мысли и примеры из моей рабочей жизни помогут им попросторнее, пошире взглянуть на случившееся, понять, что многие, очень многие смотрят на работу и жизнь по-иному, подходят к ней с другими мерками...

Одно могу сказать сразу с полной определенностью: таких «наставников», с каким встретился Сергей Пильник, надо гнать в три шеи. Из наставников гнать, разумеется. Ему ведь наплевать, что перед ним человек, едва вступающий в жизнь, который хочет учиться, хочет расти... Поработай с таким шефом подольше – так и останешься на самой низкой ступеньке в своем деле. На одном из заводов выступили с почином: «Каждый опытный рабочий – воспитатель молодежи!» Звучит красиво, но совершенно неверно, если хоть чуть вдуматься. Знаем мы – нет, все-таки не каждый.

Был на одном соседнем предприятии опытный токарь, который обеспечивал весь цех определенными деталями. Уверенно выполнял норму на 110 – 115 процентов. Но однажды он надолго заболел, и поставили на эту операцию зеленого новичка. Еще сомневались: не подведет ли? Новичок в первый же день дал почти три нормы. Особый талант? Вовсе нет. Когда, заинтересовавшись, разобрались в этом «феномене», оказалось, что прежний токарь искусно водил за нос технологов, нормировщиков, скрывал возможности свои и станка, чтобы, не дай бог, не повысили норму. Допустим, цеху таких деталей в большом количестве не требовалось. Но ведь этот же человек вполне мог обеспечивать ими и другие цеха или в чем-то помочь товарищам на своем участке. Думаете, такие примеры единичны?

Мои товарищи ездили в командировку на тракторный завод – помочь надо было родственному предприятию. И вот что рассказывают.

Приехали они, встали к станкам и выполнили, не надрываясь, почти две нормы – это на новом месте и чужом оборудовании! Назавтра – и того больше. Как всполошились местные станочники!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Черное безмолвие

Научно-фантастический рассказ

Избавьтесь от круговращения слов

Валентин Катаев начинающим литераторам, к 90-летию писателя

Поэт и площадь

Государственная премия СССР 1984 года присуждена Евгению Евтушенко за поэму «Мама и нейтронная бомба»