Портрет дамы с петушком на плече

Бронислав Холопов| опубликовано в номере №1110, август 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Кооператив — это не только предприятие, но и центр художественного ремесла в своей округе. В характере Цепелиа — стремление привлечь к себе как можно больше талантливых людей. Главное средство для этого — конкурсы, которые проводит каждый кооператив, на лучший ковер, на лучшую выцинянку, конкурс мастериц-кукольниц, конкурс гончаров... Каждый может принять участие в таком конкурсе, и лучших из лучших Цепелиа привлечет к себе. Именно на таких конкурсах ловицкий кооператив открыл мастеров, которые теперь известны и в Польше и за границей.

Поразительно это искусство — вырезание выцииянок. Оно родилось в Польше в начале века и только здесь получило развитие. Большими овечьими ножницами, без всяких эскизов и набросков женщины вырезают орнаменты, не повторяющие друг друга, — одноцветные в Белостоцкой округе, изысканные и тонкие в Курпе, яркие и сложные по композиции в Ловиче. Любопытно, что многие мастерицы карандашом и простейшего рисунка не сделают, а из-под ножниц у них выходят хитроумнейшие узоры.

— И вот, пожалуй, еще одна особенность в характере Цепелиа, — говорила презес «Штуки Ловицкой» Анна Соутишевска, — бережное и внимательное отношение к подливному народному искусству. Надо помогать ему развиваться, но не навязывать извне несвойственных интересов. В нашем повяте, например, комиссия по празднованию юбилея Коперника предложила, чтобы мы заставили народных умельцев сделать к этой дате памятные подарки. А мы отказались — это должны делать профессиональные художники. Конечно, не нужно тормозить развитие народного искусства, ограничивать его старыми темами. У нас теперь на выцинянках н тракторы появились и автомобили. Но все это органично вошло в плоть народного искусства и не кажется чужеродным.

Так характер Цепелиа проявляется здесь, в шопеновских местах.

И все-таки, нрестьянна или горожанка Цепелиа) В последние годы этот вопрос становится все актуальнее. Да, происхождение у нее крестьянское, но продает Цепелиа свою продукцию исключительно в городах, и именно городские вкусы определяют сегодня характер ее продукции. К тому же в городах обосновалось й немало кооперативов Цепелиа. Самый известный из них — варшавская

артель ювелиров «Орно» («украшение» — по-латыни).

Когда Зофия Рольникова получила в подарок от своего будущего супруга серебряный перстень с бирюзой (а это было... ну, во всяком случае, не в прошлом году...), то она, юрист и экономист по профессии, не предполагала, что ей придется руководить предприятием, которое этот перстень изготовило. Но так уж оно случилось: «Орно» настолько расширилось, что без экономиста ему стало трудно, и пани Рольникова была избрана презесом артели ювелиров.

Кооператив был организован двадцать пять лет назад ювелирами и художниками-прикладниками Варшавы. Один из основателей «Орно», художник Юлиуш Будний, рассказывал мне:

— Когда вместе с Ромуальдом Рохацким мы создавали «Орно», то нашим девизом было: соединить мастерство ремесленника и искусство художника. И потому, обучая молодых мастеров, которые пришли в артель, мы преподавали им историю и теорию искусства, выезжали на плейер, много занимались рисунком,

Сегодня ученики из первого набора — ветераны «Орно». Талантливым мастером крупных форм стал Ришард Яновский. Он изготовлял и ларцы для почетных гостей Варшавы, и серебряные шахматы, и обязательные регалии для руководителей высших учебных заведений Польши — нагрудные цепи и скипетры. У Казимежа Вчислиньского уже и сын пришел работать в цех, а Франтишка Шиманек, первая женщина-ювелир и один из самых одаренных авторов женских украшений, многим девушкам передала свое мастерство. Среди них — Катарина Фрейтаг, которая всего несколько месяцев назад пришла в «Орно» после окончания средней школы.

Итак, Цепелиа выпускает и вещи этнографически чистые — «аутентичные», как говорят теоретики народного искусства, и сделанные по мотивам народного искусства профессиональными художниками, «адаптированные». приспособленные к вкусам и потребностям горожан. Какая из этих двух видов продукции пользуется большим спросом?

Отвечая на этот вопрос, начальник отдела художественного надзора Цепелиа Ева Орчиковска сказала:

— Судите сами. Наши кооперативы в 1972 году выпустили около 5 тысяч образцов новых изделий. Из них «аутентичных» — 10 — 15 процентов, остальные — «адаптации»...

Итак, покупатель отдает предпочтение «адаптациям». Это понятно: варшавянка не наденет свадебный чепец из Кашуб, расшитый золотом и серебром. но с удовольствием приобретет бальное платье с такими же узорами. В сегодняшней квартире не нужны подзоры для кровати, выполненные в технике «воронки», то есть плетеные на коклюшках, но связанные таким образом шали, воротники идут нарасхват... Так, может, «аутентичные» народные изделия и не нужны?

— Глубоко неверно, — отвечает на это директор одного из лучших магазинов Цепелиа — Дома народного искусства Алиция Турковска. Ее «дом» расположился в сердце Варшавы, на Рынке Старого Мяста. восстановленного из руин таким же, каким он был шесть столетий назад. Здесь за маленькой дверью находятся помещения магазина — их интерьеры, выполненные в старом стиле, с темными дубовыми панелями, резными полками и окнами, забранными решеткой, — создание художника Яна Щербетко.

— Неверно противопоставлять «аутентичные» изделия «адаптациям» да еще считать, что нужны только «адаптации», — продолжает решительно пани Алиция. — «Адаптации» — это товары широкого потребления, хотя и высокого качества, «аутентичные» изделия — это произведения искусства. Нужны и те и другие. Конечно, произведения искусства дороже, но спрос на них тоже растет. И наш магазин, например, собирается целиком перейти на продажу подлинных произведений народного искусства. Мы будем гарантировать высокое качество и «аутентичность». Тут никаких подделок не допускается, и не надо «адаптации» выдавать за «аутентичные» изделия. Нужно и то и другое.

В словах пани Алиции Турковской я услышал мудрость Цепелиа.

Заботы Цепелиа многочисленны. Не все у нее идет гладко. Божена Гольч, руководитель отдела этнографического надзора, одна из тех энергичных женщин, которые определяют политику Цепелиа, говорила:

— Нас заботит исчезновение ремесла художественной ковки. Кузнец сегодня предпочитает ремонтировать рессоры автомобилей, а не ковать подсвечники и кружево оград. Да и с гончарным производством не все благополучно. Это труд нелегкий, ручной, долгий, и молодежь он не привлекает...

Одно из решений этих проблем — материально поощрять развитие угасающих ремесел. Цепелиа создала кооперативный фонд содействия развитию народного искусства. Он составляет около 4 миллионов злотых в год. Из фонда выдаются безвозмездные ссуды, субсидии, займы и дотации как кооперативам, так и отдельным мастерам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте о представителе древнейшего рода прямых потомков Рюрика, князе Михаиле Ивановиче Хилкове, благодаря которому Россия получила едва ли не самую обширную сеть железных и автомобильных дорог, о полной приключений жизни Жака-Ива Кусто, о жизни и творчестве композитора Клода Дебюсси, о классиках отечественной фантастики братьях Стругацких, новый детектив Натальи Солдатовой «Проделки Элен, или Дама из преисподней» и многое другое.



Виджет Архива Смены