Понятное слово Счастье

Вас Захарченко| опубликовано в номере №891, июль 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

В эти моменты площадь забита туристами: они с интересом смотрят военизированную комедию.

Кого здесь только нет! Выцветшие аристократы и наглые нувориши, международные авантюристы и закоренелые разведчики, наивные отпрыски богатых фамилий и прожженные политиканы.

В большом, выстроенном в старинном стиле здании игорного дома Монте-Карло я услышал заветное слово «счастье». Нас заставили оставить в гардеробе фотоаппараты и кинокамеры: посетителям не разрешается фотографировать людей, находящихся в экстазе. В огромном зале за зелеными столами стояли склонившись, сидели десятки людей, словно отрешенных от жизни.

Раскормленный, лощеный крупье с нафабренными волосами изредка металлическим голосом провозглашал:

– Дамы и господа, делайте вашу игру!

А потом маленькой лопаточкой на длинной ручке перекладывал фишки с квадрата на квадрат – в руки тех счастливцев, кто только что выиграл.

За соседним столом бросали кости. Здесь тоже пытались отыскать пути к счастью выигрыша. Где-то дальше тасовали карты. Все было подернуто какой-то застарелой плесенью, атмосферой, полной отрешенности от реальной жизни нашей большой и беспокойной земли. Люди, словно рыбы в аквариуме, существовали в искусственной среде в поисках забвения и идеалов, занимавших так много места на страницах журнала «Твен».

– Какая странная жизнь! – тихо сказал я моему собеседнику. – Как удивительно видеть все это впервые!

– Вы здесь впервые? – нервно, театральным шепотом прошипела пожилая женщина, склонившаяся рядом над столом. – Простите, я возьму вас за руку. Человек, который впервые приходит в казино, приносит счастье. Я это знаю...

И она стиснула мои пальцы своей костлявой рукой. Увы, я не принес счастья женщине, еще раз проигравшей.

Я еще и еще раз думал о том, где же принципы построения самого большого, что ведет человека и руководит его помыслами и поступками, – принципы поиска счастья?

И я вновь вспоминаю наш разговор с Вами: дайте деньги в руки человека...

И тогда другая история возникла у меня перед глазами.

...В одном из московских вузов учился молодой парень по имени Рафик, испанец. Его привезли в нашу страну в те полные драматизма дни, когда фашисты обрушились на республиканцев. Многие дети Испании попали тогда в нашу страну, остались в ней, получили образование, специальность, работу.

Несколько лет тому назад испанским эмигрантам, проживающим за рубежом, была предоставлена возможность вернуться в Испанию. Я не знаю, что руководило помыслами Рафика – то ли законное любопытство юноши, то ли далекий голос крови, призывавший его на землю предков, – но в один прекрасный день он решил вернуться в далекую страну, которую он даже и не помнил...

Студент четвертого курса сел на самолет, державший путь на запад.

На аэродроме Мадрида его встретил пожилой, тронутый сединой господин. Это был отец Рафика, человек богатый и респектабельный. Когда юноша вместе со своим отцом сел в роскошную автомашину и поехал на собственную виллу, отец спросил его:

– Чем ты хочешь заняться, сын мой? Хочешь путешествовать?

– Конечно, – ответил Рафик. – В моем возрасте путешествия – это, может быть, самое интересное...

И вот потекли дни незабываемой смены впечатлений. Рафик объехал с отцом Испанию и Францию, Италию и Грецию. Перед его глазами мелькали страны, гостиницы, дороги, моря и горы. Окончательно одурев от этой непрерывной смены впечатлений, Рафик взмолился:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены