Полет особой важности

Владислав Монахов| опубликовано в номере №1247, май 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда они спрыгнули на землю, полковник шагнул им навстречу и обнял по очереди каждого члена экипажа: подполковника А. Семенкова, лейтенанта А. Тайметова, штурмана В.Калинина, бортрадиста В. Гордиенко, бортмеханика И.Демина.

– Поздравляю с Победой! – сказал он и перешел на официальный тон. – Командование приказывает вам немедленно вылететь в Москву. Возьмете на борт корреспондентов. А это, – полковник сделал торжественную паузу, – документы о капитуляции Германии и фотографии для московских газет. Ну, счастливо! – не выдержал он. – Привет столице.

Через несколько минут самолет поднялся в воздух, еще отдававший гарью. Взлетели с зажженными фарами – впервые за войну. Когда самолет набрал высоту, небо озарилось сполохами. «Зенитки?» – всполошились летчики. Догадка заставила их рассмеяться: это, конечно же, палили на радостях солдаты-победители. Трудно передать чувства, переполнявшие души летчиков. Они везли в Москву мир!

Москва не спала в ту ночь. Никто не спал, не мог, не хотел спать. Весть о Победе родилась в ночной час. Ее ждали. И когда диктор объявил по радио, что передачи будут продолжаться до половины четвертого утра, все жадно прильнули к рупорам.

В два часа десять минут наступил торжественный миг. Радио сообщило: Победа! Верховным Главнокомандующим отдан последний приказ войны – № 369.

«Приказ Верховного Главнокомандующего по войскам Красной Армии и Военно-Морскому Флоту. 8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции вооруженных сил. Великая Отечественная война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена!»

Летчики, слушая в кабине слова Левитана, пытались представить, что творится сейчас там, в Москве. Сначала люди, наверное, засмеялись, а потом заплакали...

Самолет летел не зигзагами, как обычно, а по прямой. Курс – на восток, навстречу солнцу. Непривычно было лететь в полной тишине, не слыша хлопков зениток. Самолет летел над землей, на которой уже не было войны.

На рассвете 9 мая транспортный СИ-47 приземлился на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе. Исторический груз был передан представителю Верховного Главнокомандующего. Едва состоялся акт передачи, как корреспонденты, не мешкая, ринулись в свои редакции диктовать написанные в самолете репортажи, тоже исторические. А летчиков долго качали друзья. «Побе-е-да!»

Москва ликовала, и летчики смешались с праздничной толпой. Первой мыслью у них было идти к Мавзолею Ленина, на Красную площадь. Это желание испытали тысячи людей. Человеческое море плескалось у Мавзолея. Победа! Как волнующе звучало это слово – Победа! Прими же ее, героический советский народ! «Не помню я Москвы такой красивой людьми, как в этот день», – заметил писатель Борис АгаПов.

Невысокий, сухопарый человек с черными живыми глазами легко взбегает по лестнице на третий этаж здания Узбекского управления гражданской авиации. «Не привык к лифту», – улыбается он. Вот ведь характер! Он и юридический факультет на старости лет закончил, чтобы только поближе быть к самолетам. Какой уж тут курьез... После войны Тайметов еще долго летал. Осваивал новые воздушные линии в Средней Азии. Командовал авиаподразделением, был начальником Ташкентского аэропорта. Теперь вот – юрисконсульт.

Судьба его командира тоже замечательна. Через несколько дней после памятного полета в Берлин Семенков участвовал в разработке мирной операции – полета группы самолетов в США, в Думбартон-Окс. Предстояло доставить туда делегацию СССР на международную конференцию по выработке Устава ООН. В том же сорок пятом возил московских динамовцев в Лондон и обратно – с победой над «непобедимым» футбольным клубом «Кардиаф-сити». Об этой серии матчей много писали тогда все газеты мира: истосковались за войну по футболу люди!.. Потом довелось Семенкову организовывать постоянные воздушные трассы, соединяющие Москву с Берлином, Варшавой, Прагой, Веной, Белградом, Бухарестом, Софией, Кабулом, Улан-Батором, Хельсинки, Тегераном. А в 1956-м он руководил перелетом первого пассажирского реактивного лайнера ТУ-104 из Москвы в Нью-Йорк.

Сейчас мне приходит на ум мысль о том, почему до сих пор никто из журналистов не разыскал Алексея Ивановича Семенкова (благо, искать-то было несложно – заместитель министра гражданской авиации СССР), не посидел за пиалами зеленого чая с Абдусаматом Тайметовичем Тайметовым, чтобы послушать истории поистине удивительные?.. А ведь есть тому объяснение. Оно – в великой скромности ветеранов, в глубоком и искреннем их убеждении, что ничего такого замечательного они на войне не совершили, вот другие – это да-а...

Давным-давно в далеком горном кишлаке Чернак жил комсомолец по имени. Абдусамат, а в белорусской, затерянной в лесах деревушке Тесалы – другой, Алеша. Там ими сейчас гордятся.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены