Пока не пробилась борода

Мартти Ларни| опубликовано в номере №811, март 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Известный финский писатель-сатирик Мартти Ларни, автор «Четвертого позвонка» и «Госпожи советницы» , написал для нашего журнала памфлет, высмеивающий нравы некоторой части финской молодежи, культивирующей так называемый атлантический образ жизни.

Предлагаем этот памфлет вашему вниманию.

Не так давно я слышал историю об одном ученике, который посреди урока вскочил из-за парты и с восторгом воскликнул:

- Тише! У меня пробивается борода!

На это учитель спокойно промолвил:

- Если это так мучительно для тебя, сбегай в аптеку за вытяжным пластырем.

Этот обмен репликами между преподавателем и учеником говорит о том, как трудно подчас представителю старшего поколения понять современного юношу. В жизни молодого человека пробивающиеся усики - событие огромной важности, потому что они открывают перед ним карьеру джазового певца. Этого обстоятельства не понял преподаватель. Отсюда вывод: он не достоин быть воспитателем юношества. Экстренно созванный родительский комитет сделал учителю строгое внушение за высокомерие, заносчивость и душевные переживания, причиненные юному человеку в переломном возрасте.

Когда я сейчас буду рассказывать вам о молодежи моего родного города Хельсинки, то постараюсь всячески избегать заносчивости, так как, во-первых, остерегаюсь причинить кому бы то ни было душевные переживания, а во-вторых, боюсь беспощадной мести юношества: в любой момент мне могут подложить на стул кнопки или, что еще хуже, оттаскать меня за бороду.

Молодежь нуждается прежде всего в отзывчивости. Во мне она встречает отзывчивость, а порой даже восхищение, страх и преклонение. Молодежь охотно учится: в школе она постигает науку одурачивания простоватых учителей, в кинотеатрах - разболтанный образ жизни. Когда парень моет по собственному желанию шею и уши, он, без сомнения, влюблен, а когда от него начинает нести табаком, можно с уверенностью сказать, что для него наступила пора целовать девушек. Курение делает его мужчиной. Вот почему так беспокоятся преподаватели, когда большая часть их учеников превращается в мужчин. Старшим следовало бы понятливее относиться к курению школьников уже по чисто гигиеническим соображениям. Врачами, видите ли, установлено, что поцелуи курящих содержат куда меньше бактерий, нежели поцелуи тех, кто не курит. Об этой простой истине пронюхала и хельсинкская молодежь, усердно обменивающаяся между собой бактериями по примеру, заимствованному с Запада.

Свое благословение курящим юношам шлют табачные фабрики, на чьих рекламах позирует исключительно молодежь в переломном возрасте. В этой связи запрещение школьным управлением курения в школах выглядит по меньшей мере варварством. Пора бы школьным властям понять, сколько шика в том, когда мужчина удаляется, а дым остается.

Неотъемлемым признаком современного образцового юноши является сигарета американского типа, небрежно свисающая изо рта. В одежде он подражает моде Стокгольма и заатлантических стран. Брючки узкие до того, что штанины приходится предварительно смазывать тавотом, прежде чем они налезут на своего хозяина. Крайне важно, чтобы штаны были марки Джеймс, фермерские, с картинкой ассигнации в один доллар, пришитой к задней части в знак того, что связи с западной культурой покоятся на незыблемой основе твердой валюты. Таким образом, лозунгом идеологии являются штаны.

Внешний вид завершает кожаная куртка, не застегнутая на пуговицы. Туфли - очаровательно женственные, с острыми носками. Пару лет назад юнцы носили головной убор-приплюснутую шляпу. Отсюда и финский синоним стиляги - «ляттяхатту» - «приплюснутая шляпа» . Но юноши наших дней ходят с непокрытой головой в январские морозы и метели. Они, видите ли, отрастили длинную шевелюру, что дает иностранцу повод принимать молодых людей Хельсинки за скрипачей. Нет только скрипок. Волосы непременно должны сзади ниспадать на воротник, а спереди на лоб. Локон, выпущенный на лоб, говорят, согревает чело и покоряет сердца девушек.

Избитая поговорка гласит, что не одежда красит человека, а человек одежду. Она не лишена справедливости и в отношении молодых людей наших дней. Юнец в брючках-дудочках и кожаной куртке, с суровым выражением на лице, перенятом из уголовных фильмов, с сигаретой во рту и жевательной резинкой в зубах, - чем не надежда своей отчизны? Он всего-навсего подражает великосветской моде, копирует «сердитых молодых людей» Англии или ковбоев Америки - этих героев наших дней.

Об одежде и поведении девушек я намеренно умалчиваю, ибо все они восходящие кинозвезды, чья жизнь будет сплошным актерством.

Непреложным фактом остается то, что человеку свойственно легче перенимать дурные привычки, чем хорошие. Молодежи Хельсинки предстоит еще научиться немалому, прежде чем она будет способна достойно конкурировать со странами Запада. А именно - дурным привычкам.

Своим юношеством встревожена и консервативная Англия. «Волна насилия перекатывается в настоящее время через всю нашу страну» , - заявил недавно один лондонский судья, препровождая в тюрьму четырех юношей. Озабоченность властей и широкой общественности благоденствующей Англии в связи с ростом преступности среди молодежи, прямо скажем, велика.

И сейчас на Британских островах тщатся придумать средства предотвращения преступности.

Верхняя и нижняя палаты пока еще ни до чего не додумались, зато преподаватели школ нашли, что старое средство лучше новых двух. Сто пятьдесят четыре ректора школ северо-западной Англии высказались в поддержку былого средства наказания - честной порки. Некоторые из них считали, что в употребление необходимо ввести девятижгутовую тюремную плеть. А один молодой воспитатель, в свою очередь, предложил, чтобы публичную порку задавали также и родителям детей, ибо за дурное поведение детей ответственны в первую очередь они. Итак, я с интересом ожидаю, когда в Англии введут телесные наказания. Я, видите ли, убежден, что как только эта система заработает, из Финляндии в Англию для перенятая опыта будет командирована делегация в составе десяти человек. Важно, чтобы мы подражали примеру и в этом модном течении.

Я бы охотно посмотрел, как учителя привяжут к столбу отчаянного мальчишку, заголят ему зад и как ректор, засучив рукава, примется за порку. Эта сцена, конечно, вызовет во мне душевные переживания, но, быть может, мои мучения в какой-то мере смягчатся, когда вслед за мальчишкой к столбу прикрутят его родителя, которым вполне может оказаться какой-нибудь лорд, и его брюки спадут вниз. Во имя справедливости отцу следует всыпать на десять плетей больше, ибо и площадь разделывания у него большая.

Зверство и насилие всегда вызывали во мне отвращение, хотя в принципе я считаю, что публичную порку надлежит поровну делить между детьми и их родителями. Насколько мне известно, работники всезнающей статистики еще не завели учета того, сколько в столице Финляндии юношей и девушек, заслуживающих порки. Мне не верится, чтобы их было уж очень много. Два дня назад, проходя случайно мимо одной тюрьмы для малолетних преступников, я увидел большую доску с объявлениями на воротах тюрьмы со следующей надписью: «Вход строго воспрещен!».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены