Пока не годен

Е Весенин| опубликовано в номере №625, июнь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Фельетон

Перед нами комсомольский билет № 27137649. Комсомольский билет! Советские юноши и девушки бережно хранят тебя, комсомольский билет, у сердца, как самое дорогое, заветное. Многие славные сыны нашей Родины обагрили тебя своей молодой кровью в боях за свободу и независимость советской Отчизны.

Как же так случилось, что комсомольский билет № 27137649 был оставлен на батарее в раздевалке Московского геологоразведочного института имени Серго Орджоникидзе, где студенты подобрали его и передали в комитет комсомола? А ведь билет мог попасть и в руки врага! Подумал ли об этом комсомолец Лев Маврицын?

Утеря комсомольского билета - последняя, заключительная глава истории о том, как Лев Маврицын перестал быть комсомольцем. А как она началась?

... С комсомольского билета глядит школьник с вихрастым чубом. Этой фотографии восьмой год. Вступая в 1945 году в комсомол, Маврицын дал слово быть честным, служить примером в учёбе, труде. И не сдержал своего торжественного обещания. Он учился в школе весьма посредственно. В его табеле наряду с четвёрками уживались и двойки. Единственный сын в семье педагога, баловень родителей, он знал, что всё ему сойдёт с рук, всё простится.

- С годами мальчик образумится, - утешали себя родители.

Но мальчик не образумился. В девятом классе он совсем запустил занятия, и ему предстояло остаться на второй год. Ловушка - второгодник! Нет, бедный мальчик не переживёт такого позора, надо пощадить его самолюбие. И отец, директор мужской школы в Рязани, пользуясь своими связями, добился перевода сына в другую школу.

Здесь свершилось чудо: мальчик окончил школу с серебряной медалью.

Как произошла эта разительная перемена? Ведь и в новой школе он учился посредственно. И тут в классном журнале частенько против его фамилии появлялись отметки «нб» - не был, - хотя на здоровье Лев Маврицын не жаловался.

Педагоги объясняли блистательную перемену тем, что в десятом классе к концу учебного года Маврицын подтянулся, выпускные экзамены сдал на четвёрки и пятёрки. Вот ему и выдали медаль.

... Маврицын - студент - геолог. Что привлекло его в этот институт? Желание стать разведчиком недр? Едва ли. Эта профессия беспокойная: тут и длительные отлучки, и поездки без особых удобств, и ночёвки в открытом поле... Его скорей всего прельстила нарядная форма.

В институте новичка встретили приветливо и радушно. Он быстро сошёлся с товарищами по группе и как бы невзначай сообщил им, что был в школе секретарём комсомольской организации. Если бы Маврицын был честен, он добавил бы, что в школе не оправдал доверия товарищей и не справился с комсомольской работой. Но он это скрыл, и вскоре на комсомольском собрании курса его избрали членом бюро.

Серебряная медаль, увы, не выручила Маврицына. Чтобы овладеть крепостью науки, нужны большая настойчивость в достижении намеченной цели, выдержка и серьёзная подготовка. Ничем этим Маврицын похвастаться не мог.

Боясь обнаружить убожество своих знаний, Маврицын пропускал занятия, оттягивал зачёты, прибегал к шпаргалкам. Товарищи предупреждали его, что всё это может плохо кончиться.

- Ерунда! - отвечал он, посмеиваясь. - До конца года далеко. Выкарабкаемся.

Но лень, ложь, зазнайство - плохие помощники. Маврицын всё больше отдалялся от коллектива. Родители его жили в Рязани и понятия не имели о том, что происходит с их ненаглядным сыном. Лев писал им радужные письма, и отец с матерью были за него спокойны.

Однокурсники не оставались безразличными к судьбе товарища. Они предупреждали, предостерегали, выражали готовность помочь. Но Маврицын всё это высокомерно отклонял.

Комсомольцы вынуждены были тогда вывести Маврицына из состава курсового бюро. Однако и такая суровая мера ничуть его не встревожила. Он даже бравировал:

- Поступайте, как хотите: мне всё равно...

Во время экзаменационной сессии Маврицын усердно пользовался шпаргалками, а на экзамене по марксизму - ленинизму и вовсе оскандалился. Ему попался билет с незнакомыми вопросами. Нимало не смущаясь, он подделал билет. Его поймали с поличным и вывели из аудитории.

Недостойный комсомольца поступок обсуждался на собрании и завершился вполне закономерно - строгим выговором с предупреждением. Обеспокоенные товарищи написали письмо в Рязань. Но Лёва сумел оправдаться перед родителями: не слушайте, мол, этих мелких завистников; у меня не всё так плохо, как вам доносят.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Павлик Морозов

Глава из повести