Поговорим о призвании

А Алмазова| опубликовано в номере №342, июнь 1941
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Геологи? А, это те, которые ходят с молотками и камешки собирают. Астрономы? Ну, это ясно: они смотрят в телескопы.

Прошу извинить за этот невольный шарж. Но, честное слово, это выглядит почти так. Не мудрено, что кое - кто становится ихтиологом только потому, что он любит купаться в море. Факт анекдотический, но, тем не менее, факт.

Нельзя считать выбор профессии чисто личным делом. Найти именно то дело, которое соответствует твоим способностям, нужно не только потому, что иначе ты не получишь удовлетворения от работы, а и потому, что, найдя свое призвание, ты больше дашь своей стране.

Молодой человек, ученик советской школы, обязан знать, чего он хочет, и что он лучше всего может делать. Именно обязан. Его гражданский долг - давать максимум того, что он может дать. Значит, человек еще на школьной скамье должен найти себя или, ее всяком случае, искать. Искать активно, жадно. Стараться больше увидеть, глубже смотреть, знакомиться с различными отраслями науки и техники по литературе, в самой жизни, самому пробовать применить свои знания, проверить свои способности.

Как же искать свое призвание? Хотелось бы мне дать на это точный и ясный ответ, порекомендовать рецепт, который равно годился бы для всех, но, думаю я, такого рецепта нет в природе. Каждый идет к своему призванию своим путем, и часто этот путь годится только для него одного. Однако кое - что все - таки посоветовать хочется. Мне думается, что каждый должен еще в школе проварить, к чему его влечет. Вот, к примеру, прочитал молодой человек увлекательную биографию. Менделеева и решил: буду химиком. Но, скажу я такому молодому человеку, проверьте все же, что увлекло вас: блистательный успех ученого или сама наука? Если первое, то такой выбор мне кажется случайностью. С таким же успехом можно прочитать об Иване Петровиче Павлове и захотеть стать физиологом или об отважном капитане Воронине и выбрать профессию моряка.

Глубокое разочарование может постигнуть человека, увлекшегося только внешностью, когда он столкнется с необходимостью кропотливо и настойчиво овладевать выбранной профессией. Поэтому я говорю:

- Решил стать химиком? Хорошо. Теперь проверь самого себя, насколько глубок интерес и сильно влечение к этой науке.

Перешагни за рамки школьной программы, разыщи литературу, которая не входит в список обязательной. Познакомься с новейшими достижениями химии, с проблемами, которые стоят перед ней в наше время. Практически поработай над тем или другим вопросом, повозись в лаборатории. И только после всего этого ты увидишь, случаен ли твой выбор или сознателен.

То же самое скажу я молодому человеку, который решил избрать профессию агронома только потому, что где - то когда - то что - то от кого - то слышал о ней.

Правда, часто бывает, что настоящий интерес к делу появляется уже после того, как выбор сделан, есть даже французская пословица: «Аппетит приходит во время еды». Ничего удивительного в этом нет, каждая профессия по - своему увлекательна, и человек, толком «е знавший, чего он хочет, может открыть красоту своей случайно избранной профессии, если добросовестно начнет изучать ее.

Но несмотря на такой, вполне возможный счастливый исход, я за сознательный, а не случайный выбор. Иными словами, за то, чтобы каждый школьник старался найти свое призвание и еще в школе готовил себя к своей будущей профессии.

Найти призвание - это много, но это - еще не все. Я знаю одного способного, даже талантливого человека, который правильно определил свои способности и стал тем, кем должен был стать. К моему удивлению и огорчению, он не дал того, чего от него ждали, он сделал меньше, чем обещал. Почему? У него была слабая воля и характер, смиряющийся перед неудачами вместо того, чтобы покорять их. Таким он был в школе, таким он остался в жизни. Так человек с блестящими способностями стал посредственным работником.

У американцев есть хорошее выражение - «человек, который сам себя сделал». Там это имеет не то значение, какое я хочу вложить в это выражение. Там этот «сделавший себя человек» - предприимчивый делец, пробившийся сквозь все водовороты капиталистического мира, избежавший острых зубов встречных хищников и сам ставший хищником.

Я хочу употребить это удачное выражение в ином смысле. Человек может сделать себя сам: он может избавить себя от скверных черт характера - от слабоволия, лени - и может привить себе трудолюбие, настойчивость, энергию, упорство в достижении цели. Характер ведь не есть нечто раз навсегда данное. Я очень уважаю тех моих учеников, которые сознательно меняют свой характер, воспитывают в себе черты, необходимые советскому человеку. Таков Толя Пинчук. Он кончил школу в прошлом году, теперь в Красной Армии. В школе он много и серьезно работал - учение, общественные дела (он был председателем учкома). Кроме того, он занимался в аэроклубе, и там, кажется, тоже отлично. Как он заставлял себя работать! Он не позволял себе ни малейшего послабления, ни одного неприготовленного урока, ни одного невыполненного задания. Он никогда не был сухарем, которому немногого стоит отказаться от жизненных удовольствий, но его законом было надо.

Здесь я сделаю небольшое отступление. Когда мне было восемнадцать лет и я училась в институте, мне, как и многим другим студентам, приходилось давать уроки. Как - то меня пригласили в семью Коптевых. Коптевы были известные петроградские колбасники. Они жили на Невском проспекте, в громадной, пышно убранной квартире. Мадам Коптева где - то что - то слыхала обо мне и пригласила меня репетировать ее сына, отставшего по математике и по немецкому.

- Может быть, вам удастся справиться с ним, - сказала дородная мадам Коптева, - до сих пор к нам все студенты ходили, но никто не выдерживал. Вы все - таки барышня, может, он постесняется.

Я вошла в комнату, как в клетку льва. Коптев - сын, малый лет шестнадцати, раза в полтора выше и шире меня, шаркнул ножкой, и началось учение. По условию, мы должны были заниматься полтора часа. Минут через пятнадцать после начала урока мой ученик перевернул свой стул и уселся между его ножками, стараясь сохранить равновесие. Так он балансировал довольно долго. Потом, видно, надоело, и он сел по - человечески. Посидел немного, вдруг схватил чернильницу и опрокинул ее на письменный стол. Пришлось отодвигать книги, вытирать стол. Покуда все это продолжалось, истекли полтора часа, предназначенные для учения.

- Ну вот и позанимались, - с удовлетворением произнес мой ученик. - Теперь и отдохнуть можно.

Все действия этого молодого человека мотивировались кратко и исчерпывающе: «хочу» и «не хочу». Других слов для объяснения поступков не существовало.

- Ответьте, пожалуйста, заданное.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены