Поэзия

  • В закладки
  • Вставить в блог

Сергей Баруздин, секретарь правления СП СССР, главный редактор журнала «Дружба народов»

Тема «Пятилетка, молодежь, писатель» беспредельна для размышления и о литературе и о жизни. Несомненна ее важность всегда и особенно сейчас, в преддверии VI съезда писателей СССР – первого большого творческого собрания после исторического XXV съезда КПСС, события значимого и для советского народа и для советской литературы.

Мы вступили в десятую пятилетку. Она знаменует собой новый этап в развитии нашей экономики, народного хозяйства, явится большим шагом вперед по пути продвижения нашей страны к коммунизму.

Какое место займет литература в жизни молодежи, а значит, и всего советского народа, – ведь юность неотъемлемая часть нашего общества, – крайне важно. Молодым жить и строить завтрашний день, и задача советского писателя – создать такие книги, которые бы стали надежным и верным спутником молодого человека и сегодня и в будущем.

Иногда у нас еще бытует несколько утилитарный подход к литературе. На читательских конференциях говорят: «Почему не пишете о нас, железнодорожниках?» (это в аудитории железнодорожников), «Напишите о нас, строителях!» (в аудитории строителей). И т. д. Можно подумать, что железнодорожники читают или должны читать книги только о людях своей профессии. Или в лучшем случае те, где есть тема «железной дороги». «Анна Каренина», например.

А что такое «тема молодых»? Это и учащиеся, и рабочие, и ученые, и крестьяне, и воины, и в жизни они не существуют изолированно, а рядом со старшими и более младшими. Значит, и в литературе не могут существовать отдельно.

Важен круг чтения молодых. Молодой читатель сам или с помощью товарищей и старших отбирает в свой круг чтения все лучшее, что создано в отечественной и зарубежной литературе, в классической и современной. И тут особенно велика роль школы, библиотеки, родителей, старших товарищей. От их, вкуса, от их умения тонко и ненавязчиво подсказать хорошую книгу во многом зависит круг чтения молодых. К сожалению, школа наша еще плохо прививает вкус к литературе, а иногда, наоборот, отбивает его всяческими схематическими препарированиями литературных произведений или беглыми казенными обзорами. О каких эмоциях тут говорить! Особенно не везет нашей поэзии, и классической и современной. В результате неуправляемый читательский вкус игнорирует подлинные поэтические ценности, отдавая дань двум-трем модным именам. А если говорить о современной прозе, то за пределами читательского внимания в юные годы остаются многие выдающиеся произведения нашей многонациональной советской литературы.

Вопрос о преподавании литературы в школе (в широком понимании этого слова, ибо и ПТУ ныне – это школа) наиважен. Предстоит об этом большой разговор и на нашем VI писательском съезде...

Хорошая «взрослая» книга, прочитанная впервые в детстве, предполагает возвращение к ней на разных возрастных этапах. Я, к примеру, впервые прочитал «Войну и мир» в 14 лет, второй раз – в военном госпитале в 19 и вот в третий раз – совсем недавно. И каждое чтение это было открытием нового Толстого. Это я могу сказать и о многих других книгах, в том числе и современных. И, конечно, не только я.

Здесь есть повод для размышлений на тему, как «работать с книгой»...

Писать о молодых всегда было трудно. И тема преемственности поколений и вечная тема «отцов и детей» – темы сложные. И по-хорошему завидую нашим современным писателям, которые не боятся этих тем. И уж если говорить о теме молодых в своем творчестве, to скажу, что, пожалуй, «Повторение пройденного», «Повести о женщинах», некоторые другие повести и стихи меня до сих пор не разочаровали. Об этом говорят и письма читателей. К ним из, казалось бы, сугубо «детских» я добавил бы «Рассказы о животных».

Что бы я хотел пожелать молодым?

Хороших дел, продолжающих дела старших, и хороших книг!

Молодым литераторам – зрелости таланта! А значит, тоже хороших книг!

А нам, уже не совсем молодым?

Пожалуй, молодости души!

Соизмерима ли наша литература с тем уровнем ответственности и государственности, которую несут в себе эти люди?

В Кривом Роге недавно пущена крупнейшая в мире домна, в Жданове вступил в строй знаменитый стан «3600». Все это объекты, соответствующие мировому уровню. И надо, чтобы молодой человек, возводящий подобные объекты, придя с работы, взял в руки книгу, которая бы помогала ему жить, думать и трудиться, а не читать повествования об инфантильных персонажах.

Я поэт. Пишу на вечные темы. Но я много езжу по стране, много накопилось впечатлений. Сейчас на моем рабочем столе – книга стихов и книга прозы. Обе они тесно привязаны к человеку, уже прочно стоящему на ногах, нашедшему свое место в мире и самому изменяющему этот мир.

Совсем недавно в издательстве «Молодая гвардия» вышла моя новая книга стихов «Зеленый виноградник». Есть в ней поэма, посвященная комсомольцу 40-х годов, возглавившему большой колхоз.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сорок сороков

Рассказ

Пятилетка, молодежь, писатель

Член ЦК КПСС, первый секретарь правления Союза писателей СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Георгий Мокеевич Марков отвечает на вопросы журнала «Смена»