Поэты «Смены»

Александр Жаров| опубликовано в номере №247, июль 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мы стоим у моря - ждем погоды,

Мировой погоды Октябрей!

Нет, не ждем, а делаем погоду

И гартуем, - закаляем песни

На горячем южном языке» -

восклицает т. Шпирт. Это - правильная установка, но не всегда она претворяется в жизнь стиха у Шпирта и у других товарищей. Наоборот, часто их стихи выглядят стоящими у моря, выспренне описывающими мировую его погоду, но не делающими ее.

Товарищам свойственно пассивно - романтическое отношение к действительности. На суше и главным образом на море пленяют их овеянные ветрами гражданской войны братишки - матросы, портовые рабочие, кочегары дальних плаваний, глухари - клепальщики, самую глухоту которых своеобразно поэтизируют и т. Ойслендер и т. Панченко. Под звездами «высокого нагрева», во весь полу - космический рост рисует т. Панченко рабочих - клепальщиков:

«Они,

Глухие,

Слышат

Республики соленые декреты,

Смятение всемирных пристаней».

Романтический соленый вкус моря т. Ойслендер переносит чаще, чем это надо, и на сушу. Например о пахарях советской земли он говорит:

«О, кочегары плаванья земного, О, пахари равнин солоноватых». Это плохо своей искусственной напыщенностью. Всем этим товарищам волей - неволей придется все больше и больше думать о поэтическом перевооружении, по мере того как они будут расширять свои морские и дореконструктивные горизонты.

Метод этих товарищей неизбежно будет приходить в противоречие с живым материалом нашего Бремени. Романтическое, восклицательное «О», в кругу которого товарищи, - нельзя не признать, - сделали известные успехи на первом своем этапе, может в дальнейшем оказаться холодным, сковывающим их творчество кольцом.

Наш товарищеский долг - указать им на эту нежелательную перспективу.

У тт. Жислина, Фейерович и других - другие герои: комсомольцы, фабзайцы, спортсмены, гармонисты. Это не те «безусые энтузиасты», которые не знают, куда себя девать, и, рыцарски преклонив колено перед военным героизмом отцов, представляют себе период гражданской войны как сплошное лазоревое невозвратное и ни с чем несравнимое прошлое.

Нет. Это - энтузиасты иного склада. Они проще, они глубже, они цельное.

В стихотворении Замятина «Мой дед» внучек, готовясь к обороне советских границ, пытливо расспрашивает деда о прошлом:

«Я не заплакал от дедовых слов,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены