Подвиг русского народа

П Мусьяков| опубликовано в номере №659, ноябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Гениальный русский писатель, участник Севастопольской обороны 1854 - 1855 годов, Лев Николаевич Толстой писал:

«Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»

В течение одиннадцатимесячной осады города русские солдаты и моряки, героические защитники Севастополя, выдержали исключительные испытания, показав при этом примеры высокого патриотизма и моральной стойкости, умение воевать, подлинно русскую смекалку и находчивость - замечательные качества, присущие нашему народу.

В Крымской войне 1853 - 1856 годов потерпел поражение отсталый, самодержавно - крепостнический строй России, сковывавший богатые творческие возможности русских людей, потерпели поражение бездарные царские генералы, плохо руководившие войсками, но солдаты и матросы, сыны талантливого и мужественного народа, не были побеждены. Своими беспримерными подвигами они покрыли русские боевые знамена неувядаемой славой.

Формально Россия в годы Крымской войны воевала с Англией, Францией, Турцией и Сардинией. Но фактически против нее выступали и другие государства, которые поставляли союзникам оружие, снабжали их техникой, активно содействовали им, оказывая на Россию дипломатическое давление. Угрожали России своим вступлением в войну Австрия и Пруссия, правители которых вели двойственную политику по отношению к нашей стране. Антирусской коалиции активно помогали Северо - Американские Соединенные Штаты. Достаточно сказать, что американский генерал Мак - Клеллан постоянно находился под Севастополем в ставке союзников, а американские суда не только перевозили их войска и военные грузы, но и предоставляли свои базы для английских и французских кораблей, нападавших на русские берега на Дальнем Востоке. Америка намеревалась в ходе войны захватить Аляску, Камчатку, Приамурье и другие русские земли.

Правители США усиленно раздували конфликт между Россией и ее противниками, надеясь поживиться на войне, которая, по их мнению, должна была ослабить как самих русских, так и антирусскую коалицию.

Войну против России начала Турция. Англия пыталась ослабить своего противника - Россию - чужими руками, но когда черноморская эскадра под командованием вице - адмирала Нахимова начисто уничтожила в Синопе турецкую эскадру, а турецкая армия стала терпеть неудачу за неудачей, английские и французские правители не на шутку встревожились: они опасались, что в случае разгрома Турции Россия может выйти из войны еще более сильной. Это ускорило военное вмешательство Англии и Франции. 15 марта 1854 года они официально объявили войну России. В апреле англо - турецкая эскадра обстреляла Одессу и пыталась там высадить десант, но русские полевые войска сбросили десант в море и нанесли серьезные повреждения вражеским кораблям.

В апреле же английская эскадра вошла в Финский залив и объявила блокаду русских берегов. Но англичан снова постигла неудача: несколько их кораблей, пытавшихся произвести разведку фарватеров у Кронштадта, подорвавшись на русских минах и получив повреждения, быстро ушли на запад. Таким образом, полной блокады не получилось, и уже в октябре 1854 года англичане не солоно хлебавши ушли из Балтики.

В июле 1854 года англо - французские корабли блокировали Белое море, обстреляли прибрежные рыбацкие поселения и Соловецкий монастырь. В сентябре того же года английские и французские корабли атаковали Петропавловск - на - Камчатке, но были отогнаны небольшим русским гарнизоном, возглавляемым генерал - майором В. С. Завойко.

Все эти нападения на границы России делались с одной целью: отвлечь вооруженные силы русских к дальним окраинам огромного государства и тем самым обеспечить успех на главном направлении - в Крыму.

Основная масса вражеских войск высадилась 13 - 16 сентября 1854 года в Евпатории. На 300 транспортах сюда было доставлено 62 тысячи человек, 134 орудия и большое количество боеприпасов. Русские тогда имели в Крыму всего около 35 тысяч солдат и, конечно, не смогли серьезно помешать высадке. Только через неделю главнокомандующий русской армией князь Меньшиков подтянул свои войска навстречу противнику, наступавшему вдоль берега к Севастополю.

Противник стремился быстрее занять этот город с его удобными бухтами, способными принять и обеспечить безопасную стоянку сотням различных кораблей. Открытый и неглубокий рейд Евпатории, где высадился десант, не мог быть надежной базой для большого флота, особенно в осеннее время.

Войска Меньшикова встретили противника на левом берегу мелководной речушки Альмы и дали бой. Сражение началось рано утром 20 сентября и продолжалось почти весь день. Несмотря на численное превосходство и лучшее вооружение (у русских было 30 тысяч человек и 96 орудий, у союзников - 55 тысяч и 120 орудий), противник не сумел добиться серьезного успеха. Русская армия хоть и понесла большие потери - 5 500 человек, но отступила в полном порядке в сторону Севастополя. Союзники же, потерявшие 4 300 человек, так были измотаны сражением, что не рискнули преследовать русскую армию. Только через несколько дней они подошли к Севастополю, но не решились атаковать город с ходу, хотя в это время там был совсем небольшой гарнизон. Союзники боялись, что русская армия, отступившая к Бахчисараю, сможет нанести им внезапный удар с тыла. Они прошли мимо города и заняли местность к югу от него, чтобы использовать для базирования своих кораблей несколько бухт, находившихся южнее Севастополя.

Командование союзными войсками наметило первый штурм Севастополя на 17 октября. Противник намеревался массированным огнем полевых и корабельных орудии подавить русскую артиллерию, разрушить укрепления, а затем штурмом пехоты, кавалерии и одновременным ударом с моря захватить город.

Этот день был серьезным испытанием для севастопольцев. Бой происходил при явно неравных силах. Союзники под Севастополем располагали 122 орудиями на суше и 1 340 орудиями на кораблях. У русских артиллерии было в несколько раз меньше. Противник выпустил более 100 тысяч снарядов, русские же - только 36 тысяч, но их огонь все же был более действенным и нанес врагу значительный урон. Английский линейный корабль «Альбион» получил тогда 93 пробоины и лишился всех своих мачт, а французский корабль «Город Париж» получил 50 пробоин, из них 3 подводных. На этом корабле была перебита большая часть адмиральского штаба французского флота. Корабли союзников получили столько повреждений, что командование силами интервентов в дальнейшем ни разу не рискнуло ввести в бой свои корабли против русских береговых батарей. Тяжелые потери понесли также и вражеские артиллеристы.

Не достигнув победы над русскими в артиллерийском бою, союзники отказались в тот день от штурма. Пехотные и кавалерийские дивизии, подготовленные в ближнем тылу для штурма, так и простояли весь день без движения, тщетно дожидаясь сигнала атаки.

В первый день обороны погибло много и русских воинов. Помимо нескольких тысяч убитых и раненых, во время бомбардировки пал смертью храбрых один из руководителей Севастопольской обороны, начальник штаба Черноморского флота вице - адмирал В. А. Корнилов. Последними словами умирающего адмирала был призыв: «Отстаивайте же Севастополь!»

После гибели Корнилова фактическим руководителем обороны стал герой Синопа вице - адмирал П. С. Нахимов.

Русские воевали с противником, имевшим значительно лучшее оружие, почти неограниченное количество боеприпасов и численное превосходство в людях. Отсталая крепостническая Россия, с ее очень слабой промышленностью и бездорожьем, не могла дать защитникам Севастополя столько оружия и боеприпасов, сколько получали войска союзников. Поэтому на три - четыре снаряда врага русские отвечали одним снарядом. Неравенство в стрелковом оружии было еще большим. Русские пехотинцы имели гладкоствольные ружья, стрелявшие на дистанцию втрое меньшую, чем нарезные ружья англичан и французов.

Тяжелое положение защитников Севастополя усугублялось еще и бездарным руководством главнокомандующих русскими войсками в Крыму князей Меньшикова и Горчакова. Эти военные начальники, попавшие на посты главнокомандующих только благодаря своей близости к придворной камарилье, сковывали инициативу передовых командиров, не смогли использовать замечательные боевые качества русских солдат и матросов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены