Подросток, который не умеет тратить свое время

Борис Балкарей| опубликовано в номере №1409, февраль 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

— К сожалению, мы активны только тогда, когда, как говорится, дом горит и крыша рушится, — сетовала она. — Взять же под постоянную опеку всех тех. Кто еще ничего серьезного не совершил, но близок к этому, мы просто не имеем физической возможности.

Так что же, получается, надо ждать, пока совершат?

— Думаю, таким ребятам обязательно нужны предварительные беседы с психологом, умеющим установить контакт с подростком, — говорит член комиссии старший инженер завода дизельной аппаратуры А. Алексеев. — Между заседаниями проходит две недели. За это время вполне можно подготовиться не к дежурной нотации, а к серьезному разговору! Да и на подростка наш разговор подействовал бы куда сильнее, если бы психолог подсказал, на какие «клавиши» нам нажимать. А мы чаще всего действуем наугад, со всеми одинаково...

— Не только психолог необходим комиссии, — добавляет врач О. Константинов, — но и социолог, который бы знал интересы ребят микрорайона, мог подсказать, как направить энергию «трудных» в полезное русло...

Итак, средства комиссии: нотация, штраф, угроза направления в спецшколу...

— Чтобы направить в спецшколу, нужно заставить подростка пройти медкомиссию, получить характеристику с места учебы, нужны справки с места работы родителей, чтобы определить, какую взимать плату, — говорит ответственный секретарь комиссии Ленинского района Валентина Александровна Щеглова. — А родители по несколько раз в году «летают» с одного предприятия на другое, пока-то за ними угонишься. Прибавьте сюда еще справки с места жительства, об образовании... Груда бумаг.

Я вспомнил схожий разговор с секретарем комиссии Заволжского района. В прошлом году там направили в спецшколы и спецпрофтехучилища 22 подростка, правда, 11 из них — условно, а «путевок» пришло всего... две.

— Можете себе представить, как ведут себя ребята, которые видят, что мы и наказать-то их не в состоянии, — сетовала Щеглова.

Представить могу, но согласиться — вряд ли. Ратовать за расширение сети специальных учебных заведений, загодя планируя «педагогический брак»?

Да, не клеится у комиссий работа, мала ее отдача. И все же стоит ли всю тяжесть ответственности за судьбы подростков взваливать на плечи взрослых воспитателей? Практика показывает: ребята более склонны к общению с воспитателями, которые ближе им по возрасту. О ком речь? Конечно же, о комсомоле!

— В работе комиссий по делам несовершеннолетних мы. конечно, участвуем. — сказала мне секретарь Ярославского горкома комсомола Светлана Тимофеева. — Проводим проверки, рейды... Заслушиваем отчеты общественных воспитателей-комсомольцев — индивидуальных шефов «трудных».

— Можете назвать фамилии подростков, которым бы комиссия помогла?

— Знаете, статистики у нас нет, а так, по памяти, сказать затрудняюсь...

Знакомясь с людьми, работающими в комиссиях, я все больше убеждался, что редко для кого из них такая деятельность — призвание. Штатный работник — «профессионал» — в каждой комиссии один: ответственный секретарь, остальные члены комиссии — на общественных началах. Это и передовые рабочие, и инженеры, служащие. Для них работа в комиссии — общественная нагрузка, которую, не стану отрицать, они стараются выполнять добросовестно. Но ведь старания в данном случае мало, нужен талант воспитателя — никак не меньше.

Когда-то Олег, Андрей и Сережка жили по соседству. Потом родители Олега и Андрея получили квартиры в новых районах. Однако почти каждый день друзья по-прежнему приезжали к Сережке, не жалея времени на долгую дорогу. Их тянуло к старому дому. Здесь, в глубине двора, стояла деревянная, грубо сколоченная будка — «сарайка» — нечто вроде их штаба. Можно играть «в войну» или еще во что и вообще чувствовать себя среди своих, можно забыть на время скандалы подвыпившего отчима, материнские слезы, неприятности в школе.

...Побывав на комиссии, каждый на «своей», друзья вновь встретились у «сарайки».

— У тебя чем кончилось? — спросил Андрея Олег.

— Двадцатку взяли с матери, — ответил тот. — Как обычно.

— Дорогой плафончик вышел! — заметил Сережка.

Все трое засмеялись шутке.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Плата за скуку

Куда приводит подростков алкоголь

Раз, два, три!!

У Ирины Самохиной трудная работа: каждый вечер ее распиливают пополам

Раздвоение

Рассказ