Подростки

А Аграновский| опубликовано в номере №483, июль 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

В далёком Боготоле, в Сибири, в сельской школе все ученики написали в диктанте «гитлер» со строчной буквы. Учительница не увидела в этом ничего, кроме обычной орфографической ошибки. Между тем дети хорошо знали правило, но сознательно «по-рыцарски» шли даже на «двойку», а писать это ненавистное имя с большой буквы считали абсолютно невозможным. Они просто отказались подчиниться грамматике... Учительница проглядела в этом «грамматическом» казусе чудесное становление детей маленькими гражданами своей страны.

Учитель знает ученика, плавным образом, по школе. Родители знают сына или дочь, главным образом, по дому. Но, кроме родительского дома и школы, есть ещё другая школа. Школа жизни. Это комсомол, прочитанная книга, театр, кино.

А сколько раз отец или мать не могут ответить на вопрос своего ребёнка!

- Папа, как ты думаешь: предложение Смэтса пройдёт или его отвергнут?

Газета регулярно доставляется на дом, и, оказывается, регулярнее всех её штудирует сын.

Благодаря таким вот случайным столкновениям учителя и ученика, отца и сына яснее становится лицо ребёнка. Это хорошо. Но какая-то часть переживаний детей, их мыслей остаётся всё же вне поля зрения взрослых. Это - не то, что раньше принято было оценивать понятием «отцы и дети». Нет. Сейчас отца едва ли что-либо отделяет от сына. Они оба юны в своих делах и мечтах, но, как воспитатель своего ребёнка, отец может иной раз проглядеть важную деталь в формировании его сознания.

Завидное детство, завидная юность! Люди старшего поколения лишены были этих радостей. Их родители в большинстве не могли так понимать своих детей, как понимают юное поколение нынешние отцы и матери. Это - одно из самых великих достижений советского строя, омолодившего в короткий срок такое огромное количество взрослых людей.

И всё же всякий раз, когда опять и опять сталкиваешься с нашими замечательными детьми и убеждаешься, как они красиво и серьёзно растут, как они буйно стучатся в большую жизнь, хочется вернуться к теме о воспитании. Всё ли сделано для укрепления юного поколения в его духовном росте?

Мы хотим представить живую фотографию одной встречи подростков, и пусть читатель судит, достойно ли внимания то, что будет рассказано.

Их собралось пятеро. Возраст - 15 и 16 лет. Все комсомольцы, ученики разных школ: Майя, Михаил, Александр, Владлен и Валерий.

Они дети обыкновенных родителей. Никто из них в смысле официальных школьных успехов не вундеркинд. Почти все неоднократно изведали пятибалльную систему оценки знаний во всю глубину и ширину... Но, в общем, они и неплохие ученики.

У всех увлечения. Этот волейболист, тот спринтер, третий декламатор. Но это временные увлечения. Подростками владеет уже иная мечта: быть великими, стать великими.

- Неправда, что люди родятся ими. Я читала нелепую биографию Амундсена: он уже в три года переплывал у себя во дворе лужи. Я не переплывала луж в три года, значит, никогда не быть мне путешественником...

Это сказала Майя.

Михаил будет физиком, он посвятит свою жизнь изучению атома. Владлен - геолог, его мечта найти в недрах нашей Родины то ценное сырьё, из которого Михаил извлечёт чудесную энергию. Валерий опишет их героический труд в толстом романе...

- А я пройдусь хореем и ямбом, - смеётся Александр. - Мои песни о вас будут петь в городах и сёлах. Гордитесь!

Они шутят, они сами смеются над своей выдумкой, но в душе горит уже искра. Они готовы были бы повторить всё оказанное совсем серьёзно, если б не боялись, что это может прозвучать слишком взросло.

Кем же хочет стать Майя?

Ещё не так давно она не смогла бы ответить на этот вопрос. Была война, и Майе было ясно, что ей удастся окончить только семь классов: надо скорее помочь дому - матери и бабушке. Она шла на жертву, и жертва была принята.

Конец войны отбросил прочь прежние планы этого дома. Грядёт ещё более радостная жизнь, чем была до войны. Учиться! Кончить десять классов и - в институт, в большую жизнь, в путешественники, если угодно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены