Под маской

Л Колесников| опубликовано в номере №121, март 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

Очистить ряды ВЛКСМ от примазавшихся к нему чужаков - такова нелегкая задача предстоящей проверки и чистки комсомольской организации. Очерк Л. Колесникова дополняет помещенный в прошлых номерах журнала «Смена» материал о классовом враге из молодежи описанием случаев мягкотелого отношения комсомольцев к чужеродным элементам, жадно тянущимся к комсомольскому билету.

ВЕСЬ смысл бытия для буржуа определяется «карьерой». Можно безуспешно карабкаться вверх по отвесной скале, обдирая себе руки в кровь, и все же очутиться внизу, на дне. Можно найти узкую, но безопасную тропинку, ведущую на вершину богатства, славы и власти. Романтическое безумие в гораздо большей мере свойственно романам приключений, чем расчетливой и изворотливой психике буржуазного дельца, при помощи локтей, когтей и зубов расчищающего себе дорогу для карьеры. Он ищет безопасных тропинок, хорошо изученных путей, внимательно прочитывает надписи на придорожных столбах и по возможности запасается путеводителями. Честность, искренность, правдивость не много весят на весах карьеры.

Предположим, вы сидите на собрании комсомольской ячейки.

Как взволнованно выступает этот молоденький парнишка с немного смазливым лицом, - удивляетесь вы. Он не докладчик, но цитат, справок, цифровых данных у него заготовлено гораздо больше, чем у докладчика. И тот - испытывая борьбу зависти и радости, вызванной удачным выступлением товарища - сам первый начинает хлопать горячему оратору. Ваше удивление усиливается, когда вы узнаете, что выступавший ничуть не отличается от остальных членов ячейки. Он рабочий, подручный слесаря.

- Если кого и выдвигать у нас, - говорит секретарь ячейки, - так Котлярова. Парень развитой, работу любит, да что там говорить - в вуз готовится!

Через несколько месяцев Котляров работает уже в качестве члена бюро.

Ребята добродушно посмеиваются над его настойчивым вниманием к комсомолке Зине.

- На свадьбу скоро позовешь? - лукаво справляются товарищи у Котлярова. Он краснеет, треплет их по плечу и, наконец, с важностью заявляет, что новый быт несовместим со всякими семейными торжествами, которые отрывают человека от коллектива. И действительно поселение Зины в комнате Котлярова не сопровождается никакими обрядами и церемониями.

Первые дни Зина является на работу с веселым, улыбающимся лицом. Но через две недели глаза ее становятся подозрительно красными, хохочет она реже, а на переносице залегают внезапные морщинки.

Котляров по-прежнему выступает на собраниях.

Ораторская манера его изменилась. Он меньше горячится и жестикулирует, но зато часто и раздельно произносит «мы, марксисты», «с марксистской точки зрения», строго поглядывая на слушателей. Но Зина уже не слушает Котлярова, широко раскрыв глаза, боясь шелохнуться, как в те дни, до «свадьбы». Иногда какая - то тень пробегает у ней по лицу. А иногда она уходит в самый разгар ученого доклада.

Кто в ячейке вглядывается в лицо товарища, чтобы угадать все переживания? Такой сентиментальности у нас страшатся пуще огня. Все эти незаметные черточки стали всплывать в памяти только тогда, когда в бюро ячейки явилась Зина, полурастерзанная и избитая.

- Выгнал меня Котляров!

Все вскакивают при этих, почти неправдоподобных словах. Котляров, рубаха - парень, мог выгнать свою жену - комсомолку?

А Зина, запинаясь от подкатывающих к горлу рыданий, начинает свою печальную повесть.

Началось с того, что Зина поступила на рабфак.

Котляров, не раз в качестве докладчика метавший громы и молнии против приверженцев «домостроевских» традиций в быту, даже скрипнул зубами, когда Зина радостно сообщила ему о своей удаче:

- Жиды, небось, тебя послали? Все равно не пущу. Моей жене не зачем по рабфакам шляться.

Когда через несколько дней Зина вернулась домой в десять часов, она нашла дверь запертой изнутри. В замочную скважину, в ответ на ее стук, раздался язвительный шепот:

- Иди откуда пришла. Не допущу свою жену по ночам разгуливать!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены