Почему стихи не были напечатаны

В Третьяков| опубликовано в номере №788, март 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

Что должны знать начинающие?

«Уважаемый товарищ редактор, направляю вам мною сочиненное стихотворение и прощу, если оно подходит, напечатать в журнале, а если нет - прошу сообщить, на что особо обратить внимание при сочинениях», - такое письмо прислал нам наладчик станков П.

Стихов в редакцию поступает много, но, к сожалению, далеко не все из них можно печатать. Почему? Каковы наиболее типичные недостатки «стихотворного самотека»? Или, говоря словами приведенного выше письма, на что же начинающим авторам «особо обратить внимание»?

Чтобы заниматься каким-нибудь делом, надо прежде всего знать технику этого дела. Товарищ П., скажем, не мог бы работать наладчиком, если бы не знал устройство станка, не знал, как проверить и наладить его. Если за руль сядет человек, не владеющий техникой вождения автомобиля, машина или не двинется с места или, в худшем случае, разобьется. Так и в литературе. Если за поэтическую работу берется человек, не знающий, что такое поэзия, каковы ее законы, его ждет неудача. В самом деле, нельзя же назвать стихами то, что прислал, например, в редакцию тов. Б.

Дивлюсь я нашим временем, друзья, Когда эпоху эту назвать я смею Эпохой покорения космических пространств. Люди! Смотря на это, обратиться к вам осмелюсь.

Автор пренебрегает элементарными правилами стихосложения: нарушает размер, забывает о рифмах и т. д.

Но допустим, что с «техникой» начинающий автор более или менее справляется. Достаточно ли этого для поэта? Вот строфа из стихотворения товарища С:

Еще со школы посвящены были Мы в жжение известки и воды. А лица были в известковой пыли, Стояли мы в вагоне от беды.

На слух как будто «складно». Но удачна ли эта строфа? Нет. Третья и четвертая строки ни в смысловом, ни во временном отношениях не связаны с предыдущими. А что такое «в жжение известки и воды», «стояли мы в вагоне от беды»? Все это надуманно и непонятно. Портит строфу и дважды повторенное «были». И еще: правильнее сказать «в пыли», а не «в пыли», как ради сохранения ритма написал товарищ С.

Причина подобных ошибок - отсутствие чувства языка, слабое знание его, а порой, просто недостаточная грамотность авторов. Но ведь язык, слово - материал поэзии. Как немыслимо стать живописцем, не ощущая разницы в цветах, так невозможно быть и поэтом, не чувствуя тончайших оттенков слова, фразы.

Еще пример. Начинающий автор В. С. написал о советской женщине:

Ей всюду все двери открыты, И все ей свободны пути, Но прошлого дни не забыты, Те страшного прошлого дни... Народным она депутатом, Десятник на стройке она, В театре - народным артистом Уверенно в жизни пошла.

Не будем разбирать многочисленные частные недостатки стихотворения, попробуем ответить на основные вопросы: для чего оно написано, запомнится ли оно, взволнует ли читателя? Нет, не взволнует и не запомнится. Почему? Да потому, что в нем нет даже намека на поэтический образ, поэтическую мысль. Вовсе не надо быть поэтом, чтобы сказать, что в нашей стране есть женщины - депутаты, что женщины работают на стройках, добиваются больших успехов в искусстве. Отсюда не следует, конечно, что о счастье советской женщины нельзя написать хороших стихов. Писать такие стихи можно и нужно. Но делать это надо иначе. Надо найти такие мысли, такие слова, которые взволновали бы читателя, сказали бы что-то новое, большое, важное его уму, сердцу.

Идейность, содержательность стихотворения неразрывно связаны с его образностью, поэтичностью, законченностью формы. Без этого единства не может быть подлинной поэзии.

Трудно ли стать поэтом?

Почему люди пишут стихи?

«Дорогая редакция! Жизнь так прекрасна, что «нельзя не запеть». Наши ученые совершили трудовой подвиг - запустили искусственную комету. И я написала об этом стихи... О. Суркова, прядильщица».

«Здравствуй, дорогая «Смена»! Посылаю тебе стихи - скромные плоды своей «второй смены», ибо первой считаю смену на заводе. На непременное напечатание этих стихов не претендую, но если найдете возможным и напечатаете, буду очень и очень рад. С комсомольским приветом. Владимир Горецкий, литейщик».

Приятно читать подобные письма. И не потому, что авторы «не претендуют на непременное напечатание», а потому, что за скупыми словами чувствуешь человека, нашедшего, как говорится, «место в жизни». И веришь: ему есть о чем рассказать.

К сожалению, часто бывает иначе. Шофер Б. сообщает редакции, что он в отпуске.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены