Почему их помнят

В Сакк| опубликовано в номере №853, декабрь 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Этот отнюдь не печальный рассказ приходится начать с сожаления: жаль, что фотографии не обладают свойствами движущегося кино, а текст не может звучать живым голосом. В таком случае читатели нашего журнала смогли бы увидеть великолепные танцы и услышать прекрасные песни... А пока что мы просто познакомим вас с ребятами из Воронежского народного ансамбля песни и пляски учащихся профессионально-технических учебных заведений.

Может быть, не совсем удобно называть артистов ребятами, но в данном случае нас выручает возраст: им по 15 – 19 лет. Все они комсомольцы, все учатся в профессионально-технических училищах Воронежа или только что начали самостоятельно работать на предприятиях. У каждого стаж артиста превышает рабочий. И каждому есть что вспомнить...

Поэтому и рассказ о молодых артистах хочется начать с воспоминаний. С воспоминаний о том дне, когда теплоход «Грузия» подошел к причалам финской столицы.

Они начали выступления задолго до первого концерта. Едва выйдя на набережную, ребята пустились в пляс Гулко застучали по асфальту каблуки, колоколами вздулись расшитые сарафаны, и зазвучала над портом веселая, задорная русская песня. Так ступили на финский берег ребята из Воронежа.

Это неофициальное и довольно неожиданное появление русских артистов было своеобразной визой дружбы, оно расположило к ним сердца финнов.

Популярность ребят из Воронежа на фестивале росла с каждым днем. Если бы они отвечали на все возгласы «бис», которые в те дни раздавались их адрес, им пришлось бы петь и танцевать до сих пор. Впрочем, ребята не заставляли себя просить и не скупились на выступления – за короткое время, проведенное на фестивале, ансамбль выступал больше шестидесяти раз. И это только на концертах. А сколько было стихийных выступлений! Сколько раз воронежцев узнавали на улицах, подпевали слова полюбившихся русских песен, – тут уж волей-неволей приходилось давать импровизированный концерт, иногда в местах, совсем не подходящих для выступлений. Некоторым ребятам пришлось на себе убедиться в том, что искусство требует жертв: у танцоров Валерия Овчинникова и Юрия Петикова от частых выступлений прямо на мостовой были разбиты колени. Впрочем, никто из зрителей этого не заметил: пересиливая боль, ребята плясали так же четко, уверенно и легко...

Чем же покорили зрителей молодые воронежские артисты?

Украшение ансамбля – танцевальная группа, шестнадцать парней и девушек. Дело здесь не только в бесспорном профессиональном мастерстве самодеятельных артистов, но и в репертуаре, подлинно народном и в то же время глубоко интернациональном. Самыми привлекательными сторонами в любом искусстве всегда остаются теплота и человечность. Эти качества главные в творчестве молодых воронежских артистов.

Много и всегда с успехом путешествовала по сценам мира «Русская пляска». В исполнении воронежцев в ней по-новому ожило искрометное народное веселье и неподдельный юмор. Танцевально-хоровая сюита «Королева полей» была встречена, что называется, «на ура». В ней элементы хореографического новаторства обогатили искусство современного русского народного танца. Теплотой, мягкой лирической задушевностью покорил зрителей русский народный хоровод «Утушка луговая». Среди слов того международного. языка, который всегда рождается на фестивалях молодежи, было и русское «у-туш-ка», произносимое с сотней акцентов.

Иногда говорят, что у искусства нет конкретных единиц измерения, которые могли бы определить его силу. Но участники и зрители фестиваля были свидетелями того, как эта точка зрения потерпела крах.

В один из дней (это было, когда встречали Юрия Гагарина) самая большая площадь Хельсинки была запружена народом. Люди чувствовали себя, как в переполненном автобусе. Были здесь и артисты Воронежского ансамбля. Их узнали. В неимоверной тесноте неожиданно образовался круг. А скоро почти вся площадь превратилась в гигантский хоровод. Все хотели видеть, как пляшут русские ребята, но никто не хотел ограничиться ролью зрителя. В центре круга с портфелем в руках оказался руководитель ансамбля Александр Петрович Шостак. Он стал постановщиком массового импровизированного танца. Площадь, подпевая слова, ставшие популярными, затанцевала «Утушку»...

С фестиваля Воронежский народный ансамбль увез на родину золотую медаль победителя. С тех пор прошло уже много времени, но и теперь ребята рассказывают об этом, точно все было только вчера. Им не приходится напрягать память, каждый день почта приносит множество писем в адрес ансамбля на имя Любы Олейнин, Вали Рясковой, Вячеслава Нагаева, Володи Захарова и многих других молодых артистов. Это письма финских друзей. Они делятся своими новостями, спрашивают об учебе и работе, о жизни ансамбля, который оставил о себе крепкую память в Финляндии.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сшибай

Рассказ