Почему аксиома требует доказательств?

В Третьяков| опубликовано в номере №867, июль 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

Директор училища говорит с горечью:

— Мастеров строительных специальностей никто не готовит. Вот и берем их... с улицы. «Подбираем», так сказать, кадры...

Аксиома не требует доказательств

Конечно, случай с Болоболиным чрезвычайный. В системе профессионально-технического образования немало талантливых, опытных мастеров. Ремесленные училища выпустили не один миллион высококвалифицированных рабочих. - Не Болоболины же

воспитали их, дали им знания, научили высоко держать рабочую честь!

И все-таки то, что рецидивист Таборов «прижился» в училище, не может не тревожить. Не может не тревожить, что половина мастеров, работающих в системе профессионально-технического обучения, не имеет среднего образования. Очень плохо с мастерами в строительных училищах, в училищах механизации сельского хозяйства.

Правда, многие мастера учатся — в заочных техникумах, в вечерних школах. Но, предположим, мастер одолел алгебру, научился писать без ошибок диктанты. Хватит ли ему этого «багажа»? Иными словами, будет ли решена «проблема мастеров», если все они поголовно получат аттестаты зрелости?

В одном из училищ города Иванова работает мастер С. Человек целеустремленный, начитанный, он окончил индустриальный техникум, хорошо знает производство. В отсталости такого не упрекнешь. Но вот передо мной его рабочий дневник. Раздел «Индивидуальные особенности учащихся» поражает нетронутой белизной страниц. Не сумел мастер увидеть у своих воспитанников ни одной индивидуальной черточки. И это понятно: в индустриальном техникуме ни педагогики, ни психологии не преподают. Не случайно и план воспитательной работы этого мастера состоит из стереотипных, ничего не значащих пунктов: «Провести собрание о задачах на полугодие» (каковы же эти задачи?), «Посещать уроки» (какие? С какой целью?!), «Посещать воспитанников на дому» (кого? когда? по какому поводу?). Не может помочь воспитателю такой план...

— Наивно думал, что мастер работает в первую очередь с ремеслом, с техникой,— откровенно говорил мне автор этого плана,— а здесь главное— работа с людьми. И в этом вся трудность: не хватает педагогических знаний.

Не с одним десятком работников профтехобразования мне довелось встретиться, и все они говорят в один голос: «Да, подготовка мастеров не отвечает требованиям жизни. Да, мастеров надо готовить в вузах». Лишь методист из Горького В. Д. Климычева высказалась несколько иначе:

— Где уж там высшее!.. Добиться бы, чтобы все мастера среднее образование имели, и то хорошо.

Нет, среднего образования мастеру мало.

Основная фигура общеобразовательной школы — учитель, а профессионально-технического училища — мастер. Чтобы стать учителем, необходима серьезная профессиональная подготовка в вузе. Почему же с другой меркой подходить к мастеру? Разве воспитание и обучение будущего рабочего менее важное дело? Разве работать с ним легче? Нет, не легче.

В профессионально-техническое училище часто приходят мальчишки трудные, педагогически запущенные. Мастер должен сколотить коллектив здоровый, инициативный, научить ребят мастерству, привить рабочую гордость. Такая задача самому Макаренко не показалась бы легкой. И чтобы успешно ее решать, надо не просто хорошо владеть ремеслом, надо еще быть хорошим педагогом.

Значит, кроме педагогов — словесников, химиков, математиков,— нам нужен и педагог-инженер, человек с широким техническим кругозором и серьезными педагогическими знаниями, настоящий организатор учебного и воспитательного процесса в профтехучилищах. Это аксиома. И непонятно, почему она требует доказательств. Совершенно необходимо создать индустриально-педагогический институт или открыть специальные факультеты при технических вузах. Пока же в качестве срочной меры организовать специализированную подготовку будущих мастеров на последних курсах этих институтов. Пришло время решить «проблему мастеров». Ребята, которые сегодня учатся мастерству, завтра должны влиться в ряды рабочего класса. Недопустимо, чтобы их воспитателями были люди неподготовленные, случайные. Слишком велик может быть урон.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Начало революционной деятельности Ленина

Из материалов первого тома «Истории Коммунистической партии Советского Союза» в шести томах, подготовляемой к изданию Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.