По законам красоты

Ф Овчаренко| опубликовано в номере №815, май 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Худенькая черноглазая девочка стоит, нахохлившись, у входа в спортивный зал. Закусив губу, она смотрит сквозь узкую щелку меж неплотно прикрытыми половинками двери. Из зала доносится прозрачная, свободно льющаяся мелодия. В щелку видно, как стройные, гибкие девушки в разноцветных костюмах, почти не касаясь пола, бесшумно скользят по кругу, а руки их, словно трепетные крылья, стремительно взвиваются над головой и в следующее мгновение мягко чертят в воздухе невидимые узоры. Девчонка не может оторваться от двери, как будто за ней сказочная страна, неведомая и манящая. Что бы только она не отдала, лишь бы и ей разрешили переступить через этот порог и попробовать так же легко и красиво проплыть по залу, чутко откликаясь на самые неуловимые переливы светлого, весеннего вальса... Но девчонка знает, что и сегодня все закончится, как и раньше. Смущенная подойдет она к тренеру, а та, оглядев ее с ног до головы, бледную и нескладную, снова скажет со вздохом:

- Займись лучше чем-нибудь другим. Не всем же идти в художественную гимнастику...

Однако на этот раз случилось иначе. Елизавета Алексеевна Облыгина до сих пор не может точно объяснить, почему в тот день она уступила и сказала этой черноглазой упрямице совсем не то, что думала:

- Ладно, приходи на следующее занятие. Может быть, что-нибудь из тебя и получится...

Улыбнулась, обнадежила девчонку. А когда та, обрадованная и счастливая, вприпрыжку понеслась по коридору, не на шутку задумалась, нахмурила брови. А у самой-то у тебя получится, Лиза? Может, зря ты пустилась в это рискованное плавание? Взялась за художественную гимнастику, толком не представляя даже, что это такое. Зная лишь одно: здесь все надо делать красиво.

Красиво!... Какое простое и в то же время емкое слово! Сколько раз оно невольно срывалось с уст, когда она, Лиза Облыгина, обыкновенная ленинградская девчонка, бродила со сверстницами по набережной Невы, любовалась волшебным очарованием белых ночей, в немом изумлении замирала у неповторимых полотен в больших и тихих залах Эрмитажа! О настоящей красоте, которая вдохновляет человека на что-то светлое, яркое, увлекает к подвигу, учит дерзать и мечтать, - о такой красоте Лиза задумывалась не раз. И в счастливую пору радостно начавшегося Детства. И в горькие, студеные дни блокады, когда матери, умирая от голода, отдавали последнюю крошку хлеба плачущим малышам. Может быть, тогда она и поняла впервые, что прекрасное проявляется в людях исподволь, само собой. как результат внутреннего благородства. душевной чистоты и щедрости. И что одно от другого неотделимо. В этом Лиза убеждалась не раз и позже, когда ее, едва живую, вывезли через Ладожское озеро из осажденного Ленинграда на Урал, где она нашла новых друзей, где стала свердловчанкой.

Чуткие, заботливые люди не только помогли ей стать на ноги, но и вернули веру в себя, оживили ее мечту. Лиза снова пришла в спортивный зал. Затем поступила в техникум физкультуры. Молодому преподавателю предложили создать и вести при детской спортивной школе гороно отделение художественной гимнастики. Лиза долго колебалась, зная, что работать придется, полагаясь главным образом на свою сообразительность и фантазию. Специалистов по этому молодому виду спорта в городе не было. А из пособий у нее имелась только тоненькая книжечка «Художественные движения» , которую совершенно случайно удалось разыскать в киностудии.

И все же она решилась.

Вот и первые ученицы. Одна сутулится, другая чересчур порывиста в движениях, а третья угловатая, как мальчишка. И всех их она должна научить в совершенстве владеть своим телом. Сделать их не просто спортсменками, которые способны выполнить определенный норматив. Привить им силу гимнаста, пластику и музыкальное чувство балерины, смелость акробата, творческую фантазию художника... А как этого добиться, когда в секцию приходят не вундеркинды, а самые заурядные новички, вроде той черненькой нескладной и худосочной девчонки, которой она не смогла отказать?...

На очередном занятии Елизавета Алексеевна отыскала взглядом черноглазую упрямицу:

- Как тебя зовут?

- Лиля, - тихо ответила девочка и еще тише добавила: - Лиля Назмутдинова...

Долгое время Лиля была у Елизаветы Алексеевны нелюбимой ученицей. На нее не возлагалось никаких надежд. Но девушка оказалась на редкость трудолюбивой. Сотни, тысячи раз повторяла она, оттачивая и шлифуя, даже самые простейшие элементы и движения. Мать только качала головой, видя, как дочка, улучив свободную минутку, забыв обо всем на свете, ловко лавирует меж стульев, проделывая одно за другим выученные на тренировке упражнения. А стоило заиграть музыке, Лиля спешила включиться в ее ритм, слиться в движении с мелодией. У Лили не выходили из головы слова, которые она услышала однажды во время спора Елизаветы Алексеевны с пианисткой, аккомпанировавшей им на тренировках. Пианистка возмутилась, что ее каждый раз заставляют с такой тщательностью выучивать музыкальные отрывки и целые сонаты. словно ей надо было сидеть за фортепьяно не в спортивном, а в концертном зале.

- Выигрывай вам каждую нотку! Это же в конце концов всего лишь гимнастика.

- Это художественная гимнастика, - подчеркнув нужное слово, спокойно ответила Елизавета Алексеевна. - Значит, все должно быть гармонично, красиво, без фальши!...

Без фальши!... Вот в чем секрет. Выполняешь ли ты строго очерченные программой обязательные упражнения или импровизируешь, создавая свой стиль, отыскивая оригинальный рисунок и ритм произвольного выступления, совершаешь головокружительный прыжок или удивляешь зрителей серией акробатических трюков, следующих один за другим, в любом случае ты должна быть легкой, грациозной, женственной. Никто не должен знать, каких усилий стоил тебе хотя бы вот этот стремительный танец с лентой, все очарование которого в свободной непринужденности движений, в естественной воздушности и подкупающей простоте каждого жеста, мельчайшей детали.

Так учила своих воспитанниц Елизавета Алексеевна Облыгина. И радостно было видеть ей, как вчерашние новички преображались буквально на глазах, становились стройнее, свежее, красивее. Сюрпризы начались довольно скоро. В первенстве Российской Федерации по художественной гимнастике, которое проходило в 1949 году в Иванове, дебютанты - десять девушек из Свердловска - уверенно заняли третье призовое место. Шесть воспитанниц Елизаветы Алексеевны вошли в сборную команду России. На следующий год свердловчанки выиграли первенство Федерации и окончательно закрепили за собой репутацию одного из сильнейших коллективов страны. Настоящую же славу нового центра художественной гимнастики Свердловску принес 1954 год, когда впервые в Советском Союзе было разыграно звание чемпионки страны по атому виду спорта.

... Отчаянно волнуясь, вышла на середину зала Лиля Назмутдинова. Она была уже не той слабенькой и невзрачной девчонкой, которую когда-то скрепя сердце приняли в секцию. Перед судьями и восхищенными зрителями с подлинным вдохновением выступала красивая, прекрасно владеющая сложным искусством художественной гимнастики черноволосая девушка с задорными огоньками в глазах. Дружно рукоплескал ей зал. Это была замечательная победа.

Школьница из Свердловска стала первым в стране мастером спорта по художественной гимнастике и поднялась на самую высокую ступень пьедестала почета - ей вручили золотую медаль чемпионки Советского Союза.

С тех пор Лиля еще дважды завоевывала высокий титул чемпионки. Но даже тогда, когда первое место занимала не она, а киевлянка Лена Бирюк, свердловчане все равно испытывали чувство гордости. Ведь и Лена начала свой путь у Елизаветы Алексеевны, выросла в спортивной школе от робкого новичка до перворазрядницы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Солнце над Сакартвело

К 40-летию Грузинской ССР