По примеру советских друзей

Вадим Кассис| опубликовано в номере №781, декабрь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Городок Радотин до осени прошлого года, до того памятного дня, когда сюда прибыли первые отряды молодых строителей, был почти безлюден. Юноши и девушки со значками Чехословацкого Союза Молодежи на груди пришли в городок строить крупнейший в стране цементный комбинат. Радотин ожил. Ребята организовали художественную самодеятельность, сколотили хоровой кружок. А в штабе стройки, в комитете ЧСМ, началась деятельная подготовка к строительству.

Как - то секретарь комитета ЧСМ Антонин Краточвил поделился с ребятами:

- А не объявить ли нашу стройку молодежной? Я думаю, если бросить такой призыв, парни и девушки поедут к нам со всех концов. Есть же в Советском Союзе комсомольские домны, шахты...

Ребята единодушно поддержали Антонина. Эту инициативу одобрил и Центральный Комитет ЧСМ.

... Мы едем вдоль берега Влтавы, то и дело обгоняя грузовики с цементом, кирпичом, лесом. С каждой минутой все явственнее ощущается приближение большой стройки. Поворот шоссе - и перед нами встают первые дома Радотина.

- Теперь рукой подать, - говорит шофер.

Спускаемся под гору, и взору открывается громадная панорама строительства. По рельсам узкоколейки бегут, повизгивая на поворотах, составы вагончиков с породой; грохочут транспортеры, слышны очереди отбойных молотков. По дорогам ползут машины со строительными материалами, лязгают гусеницы бульдозеров. Всюду юноши и девушки с обветренными, загорелыми лицами.

У конторы нас встречают Антонин Краточвил и главный инженер Лумир Таубер.

- Чест праце!

- Праце чест! - откликаемся мы.

На втором этаже - небольшая комната с табличкой: «Комитет ЧСМ». Лумир Таубер разворачивает на столе чертеж.

- Наша страна бедна водой, - говорит он. - А спрос на электроэнергию растет из года в год. Чтобы полнее использовать ресурсы Влтавы, энергетики задумали воздвигнуть на реке каскад гидроэлектростанций. Но разве можно построить хоть одну ГЭС без цемента? - Лумир хитро щурится. - Вот поэтому - то и встал вопрос о сооружении крупного комбината по производству цемента. Конечно, цемент нужен не только для будущих ГЭС.

- Мы должны завершить стройку к июню 1961 года, - вставляет Антонин Краточвил. - Срок жесткий. Но мы уверены, что уложимся. Энтузиазм молодежи, помноженный на технику, дает прекрасные результаты...

Лумир Таубер говорит, что завод спроектирован по последнему слову техники: он будет производить цемент так называемым «сухим способом».

Лумир - высокий, широкоплечий молодой человек с прямым, открытым взглядом карих глаз и крупными чертами лица. Он трудится на стройках уже не первый год. Окончив институт, Таубер возводил новые жилые дома в Праге, потом был командирован в Корейскую Народно - Демократическую Республику на строительство одного из заводов.

- Там я впервые познакомился и подружился с советскими товарищами, - вспоминает Лумир. - Замечательные, простые и знающие люди. Тогда я был очень молодым инженером. Советские специалисты помогали мне. А теперь я, как видите, здесь.

Лумир хорошо знает все участки новостройки, знаком с каждым рабочим. Он говорит, что по путевкам ЧСМ в Радотин приехали юноши и девушки самых различных профессий.

- Вот, например, девчата из бригады Иржинки Миковцовой...

Мы минуем котлован, отрытый под главный цех комбината, и поднимаемся на эстакаду. Лумир знакомит нас с девушками.

Иржинка Миковцова приехала на стройку из Праги, где она работала продавщицей в магазине. Божена Дружмена и Яна Хадербалцева - по профессии токари. Мария Новотна - электрик, а Мария Шултисова раньше трудилась на молочном заводе. Только Милада Смишкова знакома с производством цемента. Она бывший оператор небольшого цементного завода под Прагой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Испытание

Научно-фантастический рассказ