По-Горьковски

А Богучаров| опубликовано в номере №980, март 1968
  • В закладки
  • Вставить в блог

С тех пор написано и издано больше десяти книг. Особенно дорога мне повесть «Где ночует солнышко», получившая горячее одобрение Паустовского и не раз переиздававшаяся.

Константин Георгиевич частенько напоминал нам о горьковском завете — никогда не порывать непосредственной связи с жизнью, не гнушаться и такими жанрами литературы, как очерк.

Очерк — прекрасная школа для молодого, да и не только молодого литератора, в этом я убедился на собственном, пусть и не таком большом опыте. Очерки, которые я писал о людях деревни, потом помогали мне во время работы над рассказами и повестями.

Последние годы мне пришлось много путешествовать. Я бродил с геологами по печорской тайге, пересек с юга на север Сибирь, побывал в Туве, на Ангаре и Вилюе, на Лене и в бухте Тикси, откуда летал на ледовую разведку к полюсу.

Побывал и в краю моей юности — на Дальнем Востоке, на Сахалине и Курилах. Пришлось мне повидать и многие европейские страны. В результате этих поездок вышли книги «Путешествие на край света», «Франция вблизи» и другие.

Впрочем, не только за новыми книгами приходилось ездить в дальние края. Вот уже более десяти лет я принимаю участие в семинарах молодых литераторов, которые проводятся ЦК ВЛКСМ совместно с СП РСФСР. Тут можно сказать без преувеличения, что комсомол стал горьковским штабом молодой литературы.

География этих семинаров, как известно, очень обширна — от Москвы до самых до окраин. С особым удовольствием я вспоминаю Читу, где мне пришлось руководить семинаром прозы. В итоге читинского и кемеровского семинаров издательство «Молодая гвардия» выпустило сборник рассказов. «Молодые мы». Как составитель и редактор этого сборника, я писал в предисловии к нему, что все, кому пришлось принимать непосредственное участие в работе этих форумов молодой литературы, испытали не только чувство большого удовлетворения, но и истинную радость. Живое дружеское общение было интересным и полезным и для молодых писателей и для нас, руководителей семинаров.

Кто и откуда приехал в Читу и Кемерово? Туда приехали поэты и прозаики с Сахалина и Колымы, из Приморья и Приамурья, из Якутии. и Забайкалья, с Урала и Приуралья. Приехали моряки и геологи, рыбаки и строители, полярники и молодые ученые. Все это люди, знающие жизнь не понаслышке, а, что называется, из первых рук. Тайга и море в их произведениях не фон, не орнамент, а воздух, которым живут, которым дышат герои.

Дмитрию Сергееву или Валерию Шульжику, Валентину, Распутину или Юрию Рослому, как и многим, многим другим, нет нужды заботиться о «делании биографии».

Она у них уже есть. Каждому из них, разумеется, предстоит еще много учиться и у мастеров литературы и у самой жизни. Впрочем, делать это приходится не только молодым, делать это приходится всем и всю жизнь, потому что писатель всю жизнь как бы идет к себе. Сколько лет я, кажется, иду от Тихого океана к океану знаний и опыта, а прошел еще совсем-совсем мало...

Семен Шуртаков о первом рассказе Виталия Маслова

С Виталием Масловым познакомился я несколько лет назад в далекой бухте Тикси. Впервые тогда я и прочитал его первые стихи и рассказы. Все они были посвящены Северу, морю. Это и понятно: вся жизнь Виталия связана с Севером и морем. Родился он на Мезени и с ранних мальчишеских лет плавает в северных морях. Сначала на рыбацких посудинах, затем — на гидрографических судах, а в последнее время — на атомоходе «Ленин» и дизель-электроходе «Обь». Виталий Маслов радист и очень любит свою специальность, как любит и свой родной Север. Это последнее мне бы хотелось особо подчеркнуть.

Способностью видеть наделен всякий, удивляться же перед увиденным, «заметить» его дано далеко не каждому. Говорят, что с этого удивления — удивления не только перед чем-то необыкновенным, из ряда вон выходящим, а и перед обычным, обыденным, рядовым — и начинается писатель. Если это справедливо, то не менее справедливо, наверное, и другое: каждый берущийся за перо должен также хорошо знать и обязательно любить то, о чем он собирается писать. По моему глубокому убеждению, без этой любви и не может быть настоящего писателя.

«Северная быль» — первый рассказ Маслова, публикующийся в столичном журнале. Виталий Маслов как бы выходит в большое и трудное литературное плавание. От всей души желаю ему попутного ветра!

Мы рассказали о немногих писательских судьбах, так или иначе связанных с Горьким. А ведь десятки, сотни судеб литераторов России сложились так, что их можно было бы поставить рядом. И тогда «эстафета поколений» составила бы не раздел юбилейного горьковского номера «Смены», а многотомный труд...

Впрочем, издание этого многотомника давным-давно начато. Это не что иное, как советская литература. Литература, основоположником которой был Горький.

А наша публикация лишь одна из иллюстраций, свидетельствующих о том, что горьковские традиции в нашей литературе живут и набирают силу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Северная быль

Рассказ