Плыву в невидимых волнах

Л Репин| опубликовано в номере №933, апрель 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

«— А вы очень много потеряли, что не пошли с нами на охоту. Вы увидели бы много чудес.

Посмотрев на небо, где над заливом кружились птицы, Дугов продолжал:

— Впрочем, чтобы вознаградить вас за то, чего вы не видели на охоте, я могу показать вам одно «чудо».

Дугов стал смотреть на птиц. Они тотчас изменили свой полет, выстраиваясь в треугольник. В таком порядке подлетели они к дому. Треугольник превратился в круг. Круг расширялся и, отдаляясь, как бы растаял в воздухе».

Это отрывок из научно-фантастического романа Александра Беляева «Властелин мира». Человек научился управлять поведением животных с помощью электромагнитных полей, индуцируемых мозгом. Ему не представляло труда, отдав мысленный приказ, сдержать стремительный бег лани, предупредить смертоносный прыжок льва.

А вот описание другого опыта, который был поставлен несколько лет назад в одной из научных лабораторий. Банку, в которой беспорядочно двигались парамеции, поместили в электромагнитное поле — и все они тотчас замерли, послушные какой-то им одним известной команде. Выключили поле — и парамеции снова заспешили по своим делам как ни в чем не бывало. Значит, не так уж и фантастично предположение писателя о возможности управления живыми организмами с помощью электромагнитных полей. Но откуда взялась у животных столь странная способность реагировать на электромагнитное излучение? Реакция на звук, на температурное воздействие, на химический раздражитель — это все понятно и привычно. Для этого существуют микроскопические «приемники» — рецепторы. Но кто может показать рецепторы электромагнитных излучений? Их не обнаружил пока никто. Но дает ли это нам право утверждать, что их вовсе нет? Не так давно в печати промелькнуло сообщение о том, что американский исследователь Буллок нашел эти рецепторы! Нашел их у рыб. Быть может, природа наградила и других животных каким-то специальным органом, и, видимо, только вопрос времени — найти и объяснить механизм его действия.

Но пока это гипотеза, а не теория. И противников у этой гипотезы гораздо больше, чем сторонников.

Трудно было поверить, но статистика упрямо твердила свое: кривые, построенные по результатам опытов, выгибались совершенно одинаково и были похожи, как близнецы. И если этим «близнецам» верить, то оказывается, что большинство людей, сами того не зная, отмечают приближение магнитных бурь. Доклад об этом странном и необъясненном явлении сделал на Всесоюзной конференции по бионике А. К. Подшибякин. Ученому удалось выяснять, что за несколько дней до наступления магнитной бури электропотенциал, снятый с кожи человека, резко падает. Причем, у каждого человека свой собственный «барометр», с различным пределом чувствительности. Автор доклада, например, признался, что сам он за три дня как бы «ощущал» приближение бури. Это значит, что за три дня его кожный электропотенциал тоже падал. По данным многочисленных опытов ученый построил кривые, которые бесстрастно утверждали, что ошибки нет, все обстоит именно так: во время солнечных вспышек в нашем организме словно беззвучным эхом откликаются какие-то процессы, в результате которых и меняется электропотенциал, снятый с кожи.

В докладе говорилось и о других любопытнейших вещах: сообщалось, например, что многие физиологические характеристики человека зависят от явлений на Солнце — даже работоспособность, даже настроение! Докладчик говорил об очень интересных опытах с собаками. Результаты их сейчас довольно трудно объяснить с точки зрения современной теории: пораженных электрошоком собак удавалось гораздо чаще оживить, если Солнце было спокойно. И наоборот, во время бурь смертность их резко возрастала. Такова статистика опытов.

После исследований профессора А. Л. Чижевского мы узнали много нового. А ведь именно профессор Чижевский первым заметил тот факт, что во время вспышек на Солнце учащаются случаи различных заболеваний. Магнитные бури на Земле, возникающие всякий раз после солнечных вспышек, не только нарушают связь между континентами — в это время приблизительно в шестнадцать раз возрастают заболевания инфарктом! Кровяное давление, аппендицит тоже зависят от «поведения» нашего светила.

Итак, человек, видимо, реагирует на электромагнитные излучения. Оговорим только: естественные излучения. А что можно сказать об искусственных, то есть мощных и непостоянных, источниках электромагнитных полей? Ощущаем ли мы их воздействие?

Говорят, американский исследователь Фрей был немало удивлен, когда получил подтверждение того, что некоторые люди буквально «слышат» электромагнитные излучения микроволнового диапазона. Фрей был первым из ученых, кто серьезно исследовал это явление. Наверное, поэтому явление «радиоэффекта» иногда называют «эффектом Фрея». Ученый показал (правда, не все с этим согласились, часть ученых ссылалась на недостаточную «чистоту» опытов), что восприятие микроволн происходит в слуховых нервах и, быть может, в клетках головного мозга. Фрей считал, что микроволны взаимодействуют с электрическими и магнитными полями, которые образуются вокруг клеток.

Так что же это такое, «эффект Фрея»? Внешне все просто: у людей, работающих с генераторными установками, в затылочной части головы вдруг появляется странное, едва слышное жужжание. Вот и все. Но разобраться во всех деталях этого явления наука пока еще не может. В принципе ничего невероятного в этом явлении нет: ведь доказали же недавно Г. Эндрюс и Л. Камерон, что мыши отлично реагируют на появление рентгеновского излучения. Кстати, это был довольно красивый опыт. Мышей поместили в две сообщающиеся камеры, одну из которых облучали с интенсивностью 50 рентген, а вторую, наоборот, защитили от излучения. Едва появилось излучение, как животные сразу перебрались во вторую, «безопасную» камеру. И так было всякий раз, как только включали рентгеновский аппарат.

А вот другой опыт: заметили скорость, с какой размножались стафилококки, а потом заэкранировали камеру, где они находились, от электромагнитного излучения. Интенсивность поля уменьшилась в десять раз, а скорость размножения организмов тоже уменьшилась, но в пятнадцать раз.

Но вернемся к наблюдению А. К. Подшибякина. Можно ли сделать такое предположение: Солнце, посылая на Землю потоки лучей, вызвало защитную реакцию, в результате которой в живых организмах появились своеобразные «часовые»? Утверждать это пока еще рано. Но какая-то «специальная» система сигнализации у нас, видимо, есть. Ее надо искать. Искать для того, чтобы раскрыть все ее секреты. Потому что сейчас мы знаем лишь самые немногие из них.

Сообщений об этих опытах в широкой печати не было. Специалисты поспорили о них и как будто забыли. А опыты между тем свидетельствовали, что микроволны определенного диапазона могут воздействовать на головной мозг. Опыты ставились на крысах, и вот некоторые выводы: в миллиметровом диапазоне основная часть энергии поглощается в коже; в сантиметровом диапазоне — уже глубже, в мышцах; а дециметровые волны проникают еще дальше — во внутренние органы, включая и мозг. Немного позже советские исследователи Ю. Холодов и А. Суббота поставили похожие опыты и подтвердили результаты, полученные коллегами.

Итак, электромагнитные поля воздействуют на мозг. Но как? И тут выяснилось: животные, которых облучали, «растеряли» вдруг некоторые из своих условных рефлексов! Проходило некоторое время, и рефлексы полностью восстанавливались. Мысль о том, что центральная нервная система животных и человека не безразлична к воздействию электромагнитных волн, для биологов уже стала привычной. Теперь можно считать установленным фактом: многие участки частотного спектра электромагнитных волн вызывают какую-либо реакцию со стороны мозга. Недавно удалось выяснить, что наиболее чувствительна нервная система к радиоволнам метрового диапазона. Но интересная деталь: чувствительность эта растет с увеличением интенсивности поля.

В других опытах (их поставили у нас в стране) у животных, которых долгое время облучали сантиметровыми волнами различной интенсивности, обнаружили падение кровяного давления. Причем реакция протекает в две фазы: сначала давление временно повышается, а потом падает. Механизм этого явления пока остается загадкой. Как, впрочем, и повышение температуры тела при облучении крыс теми же микроволнами, но определенной интенсивности.

Вот, собственно, почти все сведения, которыми мы располагаем сегодня о действии электромагнитных полей на живые организмы.

Но живое всегда существовало в мире невидимого, но могучего океана — электромагнитного поля, — где мертвые штили нежданно сменялись свирепым натиском бурь. Мы видели, что живое приспособилось к постоянной жизни в этих волнах. Но разве не логично предположить, что жизнь на Земле могла использовать эти волны? И, едва сделав такое предположение, мы сразу находим множество явлений, которые словно бы ждут именно такого толкования.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Можно ли выжечь эти джунгли?

О профессиональном баскетболе