Пластические операции

Г Куликовская| опубликовано в номере №511, сентябрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

В начале войны осколок вражеского снаряда попал Фёдору И. в лицо, изуродован часть его ниже носа. Восстановить подбородок и губы в Омске, куда вернулся И., не удалось: не привились ткани, наращённые на том месте,

где была верхняя губа. Но из памяти Фёдора И. не выходил рассказ одного бойца, слышанный им на фронте. Это была история исцеления маленькой девочки, односельчанин бойца, от тяжёлого физического недостатка. Запомнилась только фамилия профессора, оперировавшего девочку, и то, что этот профессор работает в Москве. «А может быть, и мне попытать счастье?» И однажды Фёдор И. окончательно решил ехать в столицу.

Александр Иванович Евдокимов, так зовут профессора, которого юноша разыскал в Москве, решил оперировать Фёдора И. Он задумал восстановить прежний облик лица путём пластических операций.

Видели ли вы, как скульптор долго ищет какую-то недостающую, даже ему ещё неизвестную деталь в уже почти готовом слепке? Окружающим кажется, что всё хорошо: достигнуто почти фотографическое сходство портрета с натурой, а взыскательный художник остаётся неудовлетворённым.

Вот так нее мучается трудными поисками и хирург, производящий сложнейшие в восстановительной хирургии пластические операции. Он тоже упорно ищет из всех возможных только один единственно правильный путь оперирования, который приведёт к восстановлению человеческого лица. Но, делая это, он не имеет права экспериментировать и не может ждать. Он должен решать сразу и безошибочно!

Прежде всего профессор «оживил» «фила-товский стебель» на верхней губе. Он осторожно снял мешавшие и лишние ткани, а оставшееся соединил с мышцами щеки. И эти волокна должны были ожить, врасти в окружавшую

их ткань. В бесформенном «стебле» должны были протекать все функции, свойственные этой части здорового человеческого лица. Они должны были дышать и принимать кровь в свои капилляры, двигаться...

Молодой хирург Светлана Ланюк, ассистировавшая при операции, с удовлетворением записывала в историю болезни: «2 декабря. Стебель реагирует на внешнее воздействие. При нажиме побелел. 5 декабря. Стал чувствителен к теплу. 7 декабря. Появился розовый оттенок...» Ещё позднее произошло то, чего не ожидал сам больной: верхняя губа задвигалась. В ней появилась жизнь!

Всё это время больной находился под наблюдением врачей.

День за днём шла борьба за здоровье Фёдора И. Наступил день, когда он впервые после четырёх лет смог улыбнуться. Это была победа хирурга, победа советской медицинской науки.

Операция была произведена в клинике Московского стоматологического института, которым бессменно руководит профессор А. И. Евдокимов.

Немало редких и сложных костнолицевых

операций совершается в стенах этого института. Здесь восстанавливаются протезами утраченные части лица - нос, подбородок, челюсти, щёки; устраняются дефекты и уродства.

Во время войны ранило фрезеровщицу сталинградского завода «Баррикады» Марию Р. Ей оторвало весь подбородок. Перед хирургами была труднейшая задача - произвести не только пластическую операцию, но и воссоздать челюсть.

Мария Р., так же, как и Фёдор И., приехала в Москву, на Каляевскую, 18. Сначала ей нарастили мягкие ткани, придав им форму подбородка и нижней губы. Так было создано своеобразное ложе для кости. Затем из грудной клетки пострадавшей вынули ребро и посадили его на место отсутствовавшей челюсти. А недавно больной поставили и зубной протез. «Наконец-то я снова смогу поцеловать свою дочурку!» - с радостью говорит работница, собираясь в обратный путь...

В Стоматологический институт приезжают лечиться со всех концов страны: с Украины и из Сибири, с Севера и Кавказа. Недавно из маленькой деревеньки Курской области приехала Мария В. Корь, которой она болела в детстве, дала тяжёлое осложнение: омертвение щеки и губ. У девочки 11 лет были сомкнуты челюсти. Теперь, после операции в стоматологической клинике, она свободно разговаривает и нормально ест. В дальнейшем ей будет произведено восстановление щеки.

Никто не верил, что можно «сделать» нос больному остеомиелитом Алексею А., получившему ранение на фронте. Вопреки всем предсказаниям пластическая операция прошла удачно. От Алексея А. пришло на днях письмо, в котором он пишет, что «филатов-ский стебель», из которого сделан нос, выдержал даже обмораживание зимой.

Каким же образом происходят эти чудесные превращения на лице человека, известные в медицине под названием пластических операций?

Большие дефекты мягких тканей лица закрываются «филатовским стеблем», или лоскутом. Так называется часть кожи с подкожной жировой клетчаткой, пересаженная с одной части тела на другую. Обычно лоскут берётся с поверхности живота, переносится на руку, а с руки-на лицо. Весь этот сложный процесс, состоящий из 5-6 операций, длится несколько месяцев.

Сразу перенести ткань на лицо нельзя, так как, оторванная от человеческого организма, она омертвеет. Поэтому лоскут «переезжает» с живота постепенно и всё время питается то от живота, то от руки и, наконец, от лица.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены