Планы молодых поэтов

опубликовано в номере №261, сентябрь 1934
  • В закладки
  • Вставить в блог

Анкета журнала «Смена»

Мы должны выучиться понимать труд как творчество. Творчество - понятие, которым мы, литераторы, пользуемся слишком часто, едва ли имея на это право. Творчество - это та степень напряжения работы памяти, когда быстрота ее работы извлекает из запаса знаний, впечатлений наиболее выпуклые и характерные факты, картины, детали и включает их в наиболее точные, яркие, общепонятные слова. Молодая наша литература не может похвастаться этим качеством (из доклада А. М. Горького на Первом съезде советских писателей).

Редакция нашего журнала провела ряд бесед с молодыми поэтами нашей страны. Ниже мы приводим запись этих бесед.

ИРАКЛИЙ АБАШИДЗЕ (Грузия)

«Будучи поэтом и комсомольцем, я хотел бы в своих стихах сочетать политическую насыщенность с большим мастерством. Может быть, именно поэтому я особенно пристально приглядываюсь к творчеству таких поэтов, как Рылеев и Лессинг, Некрасов и Гейне. В прошлом году с группой своих товарищей - писателей я тщательно проштудировал всего Гейне и Лессинга. К сожалению, еще в переводе. Думаю, что уже через год смогу их читать в подлиннике. В творчестве Гейне меня особенно интересуют элементы политической сатиры, так как меньшевистское прошлое Грузии дает богатейший материал для применения именно этого жанра.

Окончив литературный вуз, я с легким сердцем ушел оттуда, желая заниматься только поэзией. Но прошло несколько лет, я понял, что запас моих знаний все же недостаточен, и сейчас работаю аспирантом по фольклору и поэтике. Моей последней работой по философии было изучение Гегеля. Я сознательно уделил большое внимание этому философу, так как его учение сыграло большую роль в создании марксистской теории развития общества. Мне кажется, что я достаточно знаком с классической литературой России, Франции и Англии. Значительно хуже положение с точными науками и естествознанием».

ПЕТРУСЬ ГЛЕБКО (Белоруссия)

«Сын крестьянина, я был далек от всякой культуры. Мне все приходилось начинать с азов. По окончании университета я стараюсь не прекращать свою учебу. Много читаю. За последние 3 - 4 года я прочел Бальзака, Золя, Достоевского, Толстого, и т. д. Слежу за всеми новинками русской литературы и особенно поэзии. С революционной литературой Запада и Востока приходится знакомиться главным образом по журналу «Интернациональная литература», так как переводов у нас мало. Этого, конечно, недостаточно. Вообще трудно следить за мировой литературой из - за отсутствия книг. Владея славянскими языками (польским, чешским, украинским), с литературой и жизнью этих стран я знаком значительно лучше. Если раньше я был просто читателем, то сейчас я уже работаю с книгой: продумываю систему образов и развитие в них идеи вещи, делаю для себя выписки.

За последнее время прочел мемуары Кона, «Ленин и искусство» Луначарского, вторично проработал «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина и ознакомился с теорией относительности Эйнштейна... Страна разрешает массу разнообразных и интересных проблем подчинения природы. Меня особенно интересует проблема великого Днепра. Я наметил на будущий год поездку с Академией наук на Днепр. В прошлом году провел несколько месяцев в колхозе, в этом - был в совхозе. Без специальной подготовки трудно дается ознакомление с научными дисциплинами. У меня большой пробел в естествознании.

Работая с молодыми авторами, особенно остро чувствуешь необходимость большой и многосторонней культуры, без которой любой талант дает очень незначительный процент полезного использования. Стараюсь все время накоплять свой культурный багаж, но должен сознаться, что определенной системы в этом накоплении у меня нет. Мешает еще и всякая организационная суетня, отнимающая много времени».

МИХАИЛ ГОЛОДНЫЙ (Москва)

«Было время, когда я был погребен под бесчисленными томами классической литературы. Это относится к 1922 - 1923 тт., когда я впервые после напряженных дней гражданской войны и разрухи получил возможность работать над собой. Я не впитывал культуру, а штурмовал ее. За прошедшие годы я ознакомился с русской и западной литературой, многое прочел заново. Сейчас перечитываю Бальзака и Флобера. Занимаюсь английским языком. Работаю над Лениным.

Еще и до сих пор я не исчерпал в своем творчестве богатейшего материала периода гражданской войны и только сейчас по - настоящему подхожу к его освоению.

Изучение Ленина и истории партии помогает мне по - новому осмыслить весь свой предыдущий опыт в борьбе, и весь накопленный мною материал как бы попадает в свет гигантского прожектора, приобретая резкие и отчетливые контуры.

Конечно, я стараюсь овладеть и материалом сегодняшних дней нашей борьбы. Я бывал на Тракторном, Днепрострое, в Белоруссии, Закавказье. Выписываю и регулярно читаю журнал «Большевик». Я стараюсь поддерживать связь со своими товарищами, работающими в других областях культуры и науки, используя их как своеобразные аккумуляторы знаний. И все - таки, когда начинаешь инвентаризировать накопленные знания, видишь, что еще очень и очень многого тебе не хватает. Я думаю, что прошедший съезд будет стартом для последующей углубленной работы над поднятием культурного уровня нашего поэтического цеха и создания настоящей деловой, производственной атмосферы в нем».

ДЖЕК АЛТАУЗЕН (Москва)

«Мне кажется, что рост культуры писателя и расширение его кругозора невозможны без большого и глубокого звания нашей страны. И одной книжной, кабинетной работой здесь не поможешь. Последние годы я мало писал, но эта небольшая передышка была необходима, чтобы оглядеться назад: подвести итоги какому - то пройденному пути и наметить новый. Темой моей ближайшей работы будет Дальний Восток, куда мы выезжаем с Жаровым на несколько месяцев. Сейчас я работаю над изучением материалов о Дальнем Востоке.

В отличие от поэтов XIX и начала XX в. мы почти не владеем иностранными языками, знание которых является необходимым элементом культуры писателя. Зная английский язык, я сейчас работаю над ним, чтобы овладеть им в совершенстве.

В области современной науки я поставил себе ближайшей задачей изучение работ по расщеплению атомного ядра, проблемы сверхскоростного транспорта и работ Сперанского о нервной трофике.

Прошедшая дискуссия о языке почти не коснулась нашей поэзии, а здесь экономия и наибольшая выразительность словесной формы приобретают особенное значение. Нам необходима широкая дискуссия по этому вопросу, иначе мы никогда не будем иметь критерия мастерства».

БОРИС КОРНИЛОВ (Ленинград)

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Право на одиночество

Записки «индивидуалистки»