Певцы народов СССР

Георгий Поляновский| опубликовано в номере №91-92, декабрь 1927
  • В закладки
  • Вставить в блог

Государственная Академия Художественных Наук в ознаменование десятилетия Октябрьской революции в ноябре устроила музыкальную выставку искусства народов СССР. На эту выставку в качестве живых экспонатов со всех концов Союза съехались и музыкальные коллективы, в том числе - ашуги, абхазские, дагестанские хоры и оркестры, белорусские, вотские коллективы и певцы многих других народов Союза ССР. Эта выставка музыкального творчества народов послужила поводом к помещению данного очерка.

Народные песни не старятся. Созданные коллективом, для массы, они и существуют, питают ее художественные запросы. Много десятков народов Союза ССР имеют чудесные, во многом отличные друг от друга песни. Хранят их и странствующие певцы - музыканты - сказители.

В стародавние времена назывались скоморохами - у нас, трубадурами - во Франции, менестрелями - в Англии, миннезингерами - в Германии. Потомки их бродят и поныне по аулам, деревням, кишлакам и селам всего мира.

На Кавказе называются они ашугами. На Украине - кобзарями. В Туркменистане - бахшами и дутарчами. В Узбекистане - хафизами.

Разные имена, разные инструменты, непохожие песни и слова. Но сущность песен - одна. Радости и горести народа изливаются во все времена в песне. И потому песня - живой, звучащий памятник истории. От нее ничто не укроется. А через нее смысл многих событий раскрывается.

Послушайте об ашугах.

Ашуги в переводе означает «влюбленные». Влюбленные в природу, суровые хребты снежного Кавказа, влюбленные в жизнь, влюбленные в свои песни, влюбленные в стройных девушек. А раз - влюбленный, значит - певец. Коль скоро стал певцом, поле творчества все ширится, растет. Уж ничто не скроется от пытливой любознательности ашуга. Фантазия пылкая, южная доскажет то, что разумом не постигнуть.

Любят горцы коней. Сколько песен о них создано! Одна из лучших кабардинских песен - сказание о коне Каширге. Ашуги Сахт - Нова, Дживани пели чудесные песни, которые устным преданием сохранены до сих пор, вместе с именами первых их исполнителей.

Необычные для европейца напевы горцев: звукоряд их отличен от нашего, более сложен, прихотлив, создает мелодии гибкие, змеиные, вкрадчивые и властные. А инструменты ашугов! Вот тара. Длинная шейка, в которой спрятанная и все время звенящая струна отличает тару от нашей гитары, мандолины. А корень один: тара - гитара. Это инструмент арабо-персидский. 13 струн перебираются медиатором и издают чудесные, поэтические звуки - звоны. Тара поет, жалуется, радуется. Тара в руках искусного ашуга - живой голос: и смеется и рыдает.

Вот кеманча. Это персидское название инструмента, похожего одновременно на скрипку и на виолончель. Смычок роднит кеманчу с ними. По-грузински кеманча - чиатура. На ней всего 4 струны, и смычок дугой проводит часто во всем ним одновременно. Звук таинственный, несколько тусклый. Ударные: бубен - «дан». И пальцами, и ладонью, и кисточками, и кистью ударяет в «дан»

ашуг. Другой ударник - «нагара». Это горшок с натянутым верблюжьим пузырем. Исполняет роль наших литавров. Все вместе эти инструменты составляют своеобразный оркестр. Ашуги - огромные мастера своего дела. Их игру трудно забыть. Кочуя с места на место, они заходят и в чужие страны и так же, как кобзари, знакомятся с песнями других народов, заимствуют от них новые обороты и сами сообщают чужеземным песням только им свойственную первобытную прелесть, дикую свежесть мелодий.

Ленивые, бескрайние степи Украины, выжженные безжалостным солнцем, рождают песни и певцов совсем иного склада.

Кобзари - свидетели гайдамацких восстаний, турецких походов, лихих набегов казацкой вольницы и мирного труда упорных земледельцев, меланхоличных чумаков.

Поют они исторические песни: «про Палiя та Мазепу», «про Максима 3алiзняка» - организатора гайдамацкого восстания в конце XVIII века, «про Морозенка» - есаула, помощника Хмельницкого во время восстания 1648 г.

Рядом с этими, огромного интереса историческими песнями кобзари поют свои «думы». Отличаются «думы» от исторических песен тем, что вторые имеют куплеты, все время повторяющиеся, а «думы» - это вольная импровизация на фоне рокочущих беспрерывно струн «кобзы». «Думы» - песни бытовые. В них есть много юмора, достается и мужу - собственнику, и попу - трутню, и бурсаку - латыннику (семинарист, говорящий по - латыни) и всем, кого языку не жаль.

Поют кобзари и современные, революционные песни. Поют с подъемом и верой и «марш червоноi армii» и «Золотi хвилi» (рабочая песня).

Верный друг кобзаря - его кобза. Это многострунный инструмент, разно настраиваемый. Кобзари перебирают струны ловкими пальцами. Звуки кобзы поэтому напоминают ласковый рокот, мерный говор «шепотком». Лихие плясовые песни получаются эффектно от «удара» по струнам пальцами. Кобза - очень поэтический и богатый самыми разнообразными оттенками инструмент. Он сейчас очень редок, но его вспоминают все чаще, и скоро, как домра, кобза займет подобающее ей место в народном быту.

Песни не дряхлеют. Но если на них мало обращают внимания, - они просто уплывают из памяти. Поэтому надо собирать их, записывать, обрабатывать.

Ведь вот: как мало известны туркменские и узбекские песни, а сколько красот таят они в себе!

Длинная флейта «туйдюкчи» туркменского музыканта имеет свою поэтическую историю. Легенды рассказывают, что «туйдюк» родился из камыша, выросшего из воды глубокого колодца; водяной глади и изображению своему на ней - рассказал тяготившую его тайну юноша, красивый и стройный, которому вышел черед побрить голову великого полководца Искандера (Александра Македонского). При всех доблестях этого храброго воина был у него маленький недостаток - пара рогов, тщательно скрываемых от взглядов посторонних. Всякий бривший Искандеру голову i подвергался казни. Но этого юношу Искандер помиловал, связав тайной молчания. Камышовая флейта, сделанная руками чабанов (пастухов), разнесла эту тайну и родила тучи чудесных мелодий. «Гидткячи», «туйдюкчи», «дутар - чи» - все это туркмен - скис музыканты. «Бахши» - народные певцы. До глубокой старости услаждают они слух своих соплеменников звуками родных, глубоких, мудрых и дивных напевов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены