Певец вечной молодости

Кумуд Кумар Гхош| опубликовано в номере №707, ноябрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 1500-летию со дня рождения великого индийского писателя и драматурга Калидасы

Очень трудно написать живой, достоверный рассказ о жизни и творчестве Калидасы в наши дни, когда санскритский язык утратил свое значение даже в Индии - родине санскритской литературы. Тем не менее влияние санскритской эпохи и ее традиции, берущие свое начало от великих культурных творений Калидасы, еще и сегодня продолжают будоражить кровь писателей как в Индии, так и за ее пределами.

Неоспорим тот факт, что ценнейший вклад поэта в сокровищницу нашей отечественной культуры, в частности в драматургию, оказал решающее воздействие на развитие всей современной индийской литературы.

Калидаса писал свои произведения в начале V века нашей эры, в период, когда большая часть территории Индии входила в состав империи Гупта, когда в стране, избавившейся от чужеземцев, были восстановлены мир и порядок и создались благоприятные условия для развития экономики и невиданного расцвета культуры.

Прославивший Индию и вознесший санскритскую литературу до ее блистательного триумфа, Калидаса был пламенным патриотом, вдохновенным глашатаем свободолюбивых устремлений своего народа, его извечных чаяний. Уже в ранних произведениях Калидасы мы находим эти отличительные черты его творчества. Правда, порой в них еще преобладают мотивы искрометного веселья, неуемной радости, присущей кипучей юношеской натуре. Но с годами поэт вступает в пору человеческой зрелости, и его начинают волновать другие мысли, его обуревают новые идеи, более значительные и глубокие.

В юношеские годы Калидасой было создано, например, такое произведение, как «Ритузамхара». В этих стихах смена времен года отождествляется с переменами, происходящими в человеческой жизни. Весна, лето, осень, зима - каждое из времен года приносит с собой новые надежды.

Поэт прекрасно изобразил, как меняется «настроение» природы на протяжении года, образно сравнил эти перемены с настроением людей. Невмоготу человеку летние знойные дни, но тем более восхитительными кажутся ему летние ночи, когда так ярко светит луна и земля объята приятной прохладой. В такие ночи молодые люди, наслаждаясь природой, поют и танцуют. Глядя на эту ликующую юность, луна становится ее ревнивой опекуншей и печально удаляется, чтобы вскоре раствориться в сиянии утренней зари. Ночь умирает, когда рождается день, и тогда луну сменяет солнце.

За летом наступает осень, похожая на юную невесту в роскошном наряде цвета спелого риса, зеленеющего на полях, украшенная нежными лепестками лотоса, отраженными в воде. За осенью следует зима, наполняющая сердца влюбленных трепетным ожиданием весны, которая придет как предвестница новой жизни и радости, прогнав прочь холодное, тягостное уныние зимы.

Так образно выражены идеи вечного обновления природы и неувядаемой молодости мира в «Ритузамхаре», в стихах, которые пленяют своей мелодичностью, богатством мыслей и глубиной чувств. Веселье и счастье, равно как и печаль, - неизменные спутники человеческой жизни. Но никакие испытания не должны ослаблять веру человека в лучшее будущее. Чудесным, образным языком увековечил Калидаса эти свои оптимистические взгляды на жизнь.

Нередко Калидаса с такой страстью и откровенностью выражал в своих стихах брызжущие молодостью чувства, что в позднейшие века критики считали эти произведения данью ранней юности поэта. Но объясняется это совсем другим, и прежде всего огромной любовью поэта к природе, к человеку, к его земной, неприкрашенной сущности. И не потому ли так искренне и молодо звучит в творениях Калидасы волшебная мелодия жизни!

Произведения, созданные Калидасой в более позднее время, еще совершеннее. Искусство достигает в них очарования, способного целиком завладеть человеческим разумом. Такова, например, лирическая поэма «Мегхадута» («Облако - вестник»), сюжет которой позаимствован поэтом из знаменитого произведения древнеиндийского эпоса «Рамаяна».

... Рама глубоко переживает утрату своей жены Ситы. Ее похитил Равана - повелитель демонов, населяющих остров Ланка. Страдания Рамы, его безысходная печаль описаны с такой впечатляющей силой, словно все это было пережито и прочувствовано самим Калидасой.

Неизгладимое впечатление производит также описание душевных мук другого героя поэмы, томящегося в изгнании. Он обращается с мольбой к плывущему в небе облаку и просит передать весточку любимой жене, весточку неугасимой любви. С такой же мольбой он обращается к стае лебедей, чей путь тоже лежит через заоблачные вершины Гималаев, к озеру Мансароуэр.

Широкой известностью пользуется в народе знаменитое творение Калидасы «Кумарасамбхава». Это произведение превосходит «Мегхадуту»

тем, что в нем более широк и разнообразен внутренний мир героев. Здесь блистательная фантазия гармонично сочетается с проникновенными гуманистическими идеями. Поэма написана с такой трогательной теплотой, с таким мастерством, на какие только может быть способен человеческий разум. Она овеяна чарующим дыханием весны и романтикой восторженной супружеской любви и верности до последнего вздоха. Поэма звучит как вдохновенный гимн никогда не умирающей любви. Калидаса нарисовал волнующую картину человеческой жизни от рождения до смерти, воспел в этой поэме лучезарную вечную юность мира.

Говоря о поэзии Калидасы, нельзя не назвать такое его прославленное произведение, как поэма «Рагхуванса» - «Род Рагху». Этот литературный шедевр по достоинству может оценить лишь человек, хорошо знакомый с жемчужиной индийского эпоса «Рамаяна».

Калидаса велик и как драматург. Тот, кто наслаждался чтением «Сакунталы», легко мог убедиться в том, каким громадным талантом обладал ее автор, сумевший описать с такими тончайшими оттенками чувство нежной любви и вдохнуть в картины реальной жизни столько светлой поэзии.

Гуманизм философских взглядов Калидасы полностью соответствует духу его творений: человек должен сделать все от него зависящее, чтобы никогда не ронять своего достоинства, в любых сферах жизни и деятельности он обязан оправдать свое высокое назначение. В поэмах и драмах Калидасы нет ничего лишнего или искусственного, в них бьется живая жизнь во всех ее проявлениях - простая и возвышенная, суровая и нежная. Каждый человек - будь то мужчина или женщина - должен быть окрылен каким - нибудь высоким идеалом, чтобы с высоты своей мечты лучше разглядеть причудливую игру жизни. Примером такого вдохновенного взлета может служить творчество Калидасы, который сумел озарить неспокойную земную жизнь, полную забот и треволнений, волшебным светом своей поэтической мечты. Такого великого поэта образно можно сравнить с прекрасным цветком, взращенным на благодатнейшей почве. И если еще в начале V столетия наша страна подарила миру такого солнечного гения, то нетрудно представить себе, какой высокой культуры достигла Индия еще в те далекие времена.

Калидаса - поэт интернациональный, почитаемый всеми народами. Недаром по решению Всемирного Совета Мира дату его рождения отмечает все прогрессивное человечество. Особенно широко она будет отмечена в Советском Союзе, где так много сделано в области изучения и понимания индийской литературы.

Нью-Дели, Индия.

Авторизованный перевод Б. Эпельфельд.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены