Певец русской земли

Е Грошева| опубликовано в номере №402, февраль 1944
  • В закладки
  • Вставить в блог

На окраине старинного русского города Тихвина, у самого берега реки, ещё и поныне стоит небольшой деревянный домик с мезонином, уцелевший после нашествия фашистских вандалов. В этом домике сто лет тому назад в обедневшей дворянской семье родился великий русский композитор Николай Андреевич Римский - Корсаков, автор гениальной «Снегурочки» и «Шехеразады», «Садко» и «Царской невесты».

Поэтические картины северной природы с её необъятными пространствами полей и лесов, множеством древних монастырей и других «святынь», привлекавших толпы богомольцев, сохранившиеся в народном быту Тихвина старинные песни, обычаи и обряды создавали своеобразную, полную таинственной прелести атмосферу, в которой протекало детство композитора. Однако эти впечатления, так сильно потом сказавшиеся в музыке Н. Римского - Корсакова, не сразу пробудили творческую фантазию мальчика. Проявляя равно хорошие способности и в науке и в музыке, Ника (так называли его в семье), как и его родные, был далёк от мысли стать музыкантом. В то время, несмотря на то что великий Глинка уже заложил фундамент русской оперной культуры, создав два своих шедевра - «Ивана Сусанина» (или «Жизнь за царя») и «Руслана и Людмилу», - музыкальная карьера считалась далеко не завидной для молодого дворянина. Музыка тогда понималась как «принадлежность праздных девиц и лёгкое развлечение занятого человека». И, следуя семейной традиции - фамилия Римских - Корсаковых насчитывала нескольких моряков, в их числе дядю и старшего брата композитора, - Ника одиннадцати лет отроду покидает родной Тихвин, чтобы стать воспитанником Петербургского морского корпуса.

Здесь, в блистательной русской столице, юноша впервые слышит серьёзную музыку в первоклассном исполнении и начинает проявлять к ней всё больший интерес. Он увлекается итальянской оперой с её замечательными певцами - Кальцоляри, Тамберликом, Бозио и др.; усердно посещает симфонические концерты, где впервые узнаёт Моцарта, Вебера, Бетховена. Но полностью свои юношеские пылкие симпатии он отдаёт только Глинке, чьи оперы производят на него неизгладимое впечатление. «В Глинку я был влюблён, - пишет позже Римский - Корсаков. - На оставшиеся карманные деньги я скупал отдельные нумера из «Руслана»... Сидя одно воскресенье в корпусе (нас не пустили домой в наказание за что - то), я не вытерпел и послал сторожа купить мне на имевшиеся 10 рублей полную оперу «Жизнь за царя» в 2 руки, и с жадностью рассматривал её, вспоминая впечатление от исполнения на сцене». Не получая поддержки со стороны окружающих его людей, так как русская музыка тогда только начала пробивать себе дорогу к признанию, будущий композитор, однако, интуитивно понимал величие гения Глинки и великое будущее родного искусства.

Занятия с Ф. А. Канилле - превосходным пианистом и музыкантом, близким к нарождавшемуся передовому движению в русской музыке, - окончательно укрепили музыкальные вкусы и симпатии юноши. «Канилле открыл мне глаза на многое, - писал он. - С каким восхищением я от него узнал, что «Руслан» действительно лучшая опера в мире, что Глинка величайший гений. Я до тех пор это предчувствовал, - теперь я это услыхал от настоящего музыканта». В этот период под влиянием своего учителя Римский - Корсаков приступает к первой крупной композиции - Первой симфонии.

Однако решающую роль в укреплении мечты о музыке сыграло сближение юного моряка с кружком Милия Балакирева, талантливейшего и обаятельного музыканта и человека, вокруг которого группировались передовые силы молодого русского искусства. Этот кружок затем вошёл в историю музыки под знаменитым прозвищем «могучая кучка». Прозванная так, сначала иронически, одним из своих музыкальных врагов, новая русская музыкальная школа, основные силы которой составили пять замечательных русских композиторов: Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский - Корсаков и Кюи, - вскоре действительно стала могучим рычагом отечественной музыкальной культуры. Состоявшая из выдающихся композиторов, глубоко усвоивших всё лучшее в мировом музыкальном наследии, тесно связанная с основными передовыми стремлениями русского общества, в частности с народническим движением 60 - х годов, наследуя и развивая великие традиции Глинки, «могучая кучка» водрузила на фронтоне русского искусства знамя подлинной народности, реализма и национального своеобразия. Отсюда острая и напряжённая её борьба с господством «итальянщины» и всем тем, что тормозило развитие молодой русской музыки. Отсюда глубокое и любовное внимание к отечественной истории, литературе и поэзии, к русской народной песне, к народным обычаям и образам, к народной фантазии. Отсюда стремление воплотить в музыке образы природы родной земли и характерные черты русского человека, русского крестьянина - вплоть до интонаций русской народной речи, нашедших гениальное выражение в творчестве Мусоргского.

Захваченный раскрывшимися перед ним грандиозными перспективами, Римский - Корсаков полностью отдаётся мечтам о музыке. Ни сопротивление родных, протестовавших против его музыкальных увлечений, ни трёхгодичное кругосветное плавание в чине гардемарина на клипере «Алмаз», с многообразными впечатлениями роскошной тропической природы и шумной сутолокой заграничных портов, не смогли ослабить страстного влечения юноши к музыкальному творчеству. Вернувшись в Петербург, он становится основным членом балакиревского кружка, к которому в это время уже примкнул я Бородин и Мусоргский. Римский - Корсаков заканчивает свою симфонию, которая вскоре исполняется Балакиревым в концертах Бесплатной музыкальной школы, им основанной.

Это была «первая русская симфония», её в восторге приветствовал Цезарь Кюи, совмещавший в своём лице специалиста по фортификации, композитора и музыкального критика: «...а русская она потому, что только русский мог её написать, потому, что в ней нет ни малейшего запаху затхлой неметчины; и мысли, и их развитие - всё это могло быть написано только у нас». Описывая первое исполнение симфонии Римского - Корсакова, Кюи замечает: «И когда на эстраде явился автор, офицер морской службы, юноша лет двадцати двух все сочувствующие молодости, таланту, искусству, все верующие в его великую у нас будущность... - все встали, как один человек, и громкое единодушное приветствие начинающему композитору наполнило залу городской думы».

Так начал Римский - Корсаков свой путь в искусстве, путь многообразной, напряжённой творческой и общественно - музыкальной деятельности. Небогатая в дальнейшем внешними красочными событиями биография композитора являет в то же время исключительный в истории искусства пример преданности своему делу и самоотверженного, честного труда.

Двадцати семи лет, приняв профессорскую кафедру Петербургской консерватории, Николай Андреевич вдруг убеждается, что ему самому не хватает законченного музыкального образования, которое компенсировалось до этого времени его гениальной творческой одарённостью. И автор «Псковитянки» и ряда крупных симфонических произведений приступает к тщательному самообразованию, решая сложные музыкальные задачи, изучая инструментовку и т. д. «Незаслуженно поступив в консерваторию профессором, - пишет он в своей «Летописи», - я вскоре стал одним из лучших её учеников, - а может быть и самым лучшим, - по тому количеству и ценности сведений, которые она мне дала».

Отдав педагогике огромную часть своей жизни, Римский - Корсаков создал свою творческую школу, воспитал несколько поколений крупнейших русских музыкантов, начиная от Лядова, Глазунова, Аренского, Ипполитова - Иванова, Спендиарова и кончая нашими современниками - Стравинским, Прокофьевым, Мясковским, Асафьевым, Максимилианом Штейнбергом и многими другими. Его перу принадлежат выдающиеся научно - педагогические труды, «Учебник гармонии» и «Основы оркестровки», давно уже ставшие настольными книгами каждого музыканта.

Особое место в истории русской музыки Римский - Корсаков занимает как популяризатор - он много выступал как дирижёр - выдающихся произведений русской музыки, а также как их редактор - инструментатор, а иногда и соавтор. Достаточно сказать, что такие шедевры русской классики, как «Каменный гость» Даргомыжского, «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, получили доступ на оперную сцену только после кропотливой и тщательной редакторской работы Римского - Корсакова.

Но как бы ни была велика и значительна общественно - музыкальная деятельность Римского - Корсакова, он дорог народу прежде всего как гениальный художник, создатель бессмертных образов русского искусства.

Обаятельные, наполненные глубокой лирикой картины русской природы и причудливо - сказочный мир народной фантазии - вот стихия творчества великого композитора, воплотившего в оперных образах национальный гений русского народа. Словно сказочный чародей раскрывает он перед слушателем волшебный мир народных преданий и легенд, в которых историческая быль украшена вымыслом художественной фантазии, в которых явления природы претворены в человеческие образы и наоборот: глубоким человеческим чувством напоены поэтические образы родной земли. После Глинки и Даргомыжского на оперной сцене вновь оживают таинственные обитатели дремучих, заповедных лесов и водной стихии - лешие, ведьмы, русалки, водяные морские цари и царевны и различные «чудища», в образах которых народ ещё со времён глубокой древности воплотил своё понимание явлений природы и своё благоговение перед ней.

Образы, и сюжеты своих опер композитор черпал из народных поверий, сказов и былин, получивших гениальное выражение в русской поэзии и литературе. Гоголь. Пушкин и Островский - три великих гения, оплодотворивших музыкальное воображение Римского - Корсакова. «Майская ночь» открывает вереницу волшебно - фантастических опер. В ней, как и в последующих, ярко сказалась страстная влюблённость композитора в русскую старину, в древние народные образы и обычаи, ведущие своё начало от языческого культа поклонения солнцу и другим силам природы, в народно - песенную стихию, с которой он соприкоснулся в процессе обработки народных мелодий.

Образы старинных поверий наполняют и его оперу - балет «Млада» и эпическую оперу - былину «Садко». Но самым поэтическим произведением Николая Андреевича явилось его любимое детище - юношески свежая, весенняя сказочка «Снегурочка». Прочитав эту сказку Островского вторично, Римский - Корсаков загорелся желанием писать на её сюжет оперу. «Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму, вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев, с их чудным царём...»

Работа над «Снегурочкой» подвигалась очень быстро, чему способствовала поэтическая обстановка старого имения Стелёва, где композитор жил в то лето. «Здесь всё мне нравилось, всё восхищало», - пишет он в «Летописи музыкальной жизни». Эта непосредственная близость к природе, навела его на мысль использовать в музыке оперы наряду с народными чудесными мелодиями некоторые птичьи попевки. Так, крики кукушки, молодого кобчика и других вплетены Римским - Корсаковым в пляску птиц в прологе «Снегурочки». Во вступлении вы услышите подлинный петушиный крик, рисующий пробуждающуюся природу. Один из мотивов Весны представляет собою точно воспроизведённый напев домашнего снегиря, жившего в клетке в комнате композитора. «... Я прислушивался к голосам народного творчества и природы, и брал напетое и подсказанное ими в основу своего творчества», - так характеризует Николай Андреевич принципы своей работы.

Эта вдохновлённость творчества, его близость к чистому роднику народной поэзии и природе определили судьбу «Снегурочки». С момента постановки её в 1881 году на сцене Мариинского театра в Петербурге и вплоть до нашего времени «Снегурочка» неизменно пользуется широкой популярностью и любовью народных масс. Сам Островский оценил художественные достоинства оперы, сказав: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнерусского языческого культа и этой сперва снежно - холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки». П. И. Чайковский, так же автор музыки к сказке Островского, по его собственному признанию, «остро позавидовал» Римскому - Корсакову.

Сюжетами сказок Н. А. Римский - Корсаков пользовался часто и для создания остро сатирических образов, направленных против тупой силы царского самодержавия. Это обе пушкинские оперы - «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок» с его сонным, пьяным и тупым додоновым царством - и осенняя сказочка «Кащей Бессмертный». Образы последней оперы, особенно образ Бури - богатыря, разрушающего мрачное кащеево царство, революционно настроенные умы ассоциировали с идеей крушения царского режима. Поставленный силами молодёжи в разгар событий 1905 года, «Кащей» вызвал такой разгар революционных страстей, что полиция распорядилась спустить железный занавес и прекратить спектакль.

Волшебно - сказочная и сатирическая сторона опер Римского - Корсакова, однако, не заслоняет основной темы его творчества - народной жизни, народного быта, народных образов. Целомудренно чистые, внутренно наполненные образы его героев и героинь - Снегурочки, Садко, Леля, Купавы, Берендея, Марфы и многих других - воплощают в себе идеальные черты русского человека. Эти черты особенно яркое выражение получили в исторических операх композитора - «Псковитянке», «Вере Шелоге», задуманной как пролог к первой опере, «Царской невесте» - произведениях, связанных с эпохой Ивана Грозного.

Колоритные народно - бытовые и исторические картины даны в операх Римского - Корсакова на красочном фоне изображения природы. Неподражаемый мастер звукописи, программно - изобразительной музыки, Римский - Корсаков создал как в опере, так и в симфонических произведениях изумительные по красоте, богатству фантазии и оригинальности образы природы и особенно водной стихии. Грозный океан - море в «Садко», пленительно - чарующее южное море «Шехеразады», симфоническая картина в «Сказке о царе Салтане», иллюстрирующая стихи Пушкина:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены