Певец моря

С Барсамова| опубликовано в номере №329-330, май 1940
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Воду никто здесь так хорошо не пишет», - писал об Айвазовском замечательный русский реалист А. Иванов, почувствовавший в романтических маренах Айвазовского ту искренность, которая всегда отличает работу настоящего художника.

Но эти похвалы не вскружили голову молодому маринисту. Он продолжал упорно учиться в музеях, на образцах классической живописи, совершенствуя свой чудесный дар.

Особенно сильное воздействие оказывает на него в то время величайший английский маринист Тернер, который любил писать бури, необыкновенные, феерические закаты и восходы над океаном - и писал все это чрезвычайно широко, искренно, радостно.

«Бушующее море» (1843 год) Айвазовского написано под влиянием Теннера. Изображена страшная буря, разыгравшаяся около мрачной скалы. Облачное небо с голубыми просветами, зеленоватое море с пеной, похожей на старый жемчуг. Картина очень хороша по тону, по энергичному и свободному разрешению задачи.

Вероятно, одну из таких картин Айвазовского и увидел впоследствии Тернер. Восхищенный творчеством молодого русского художника, он посвятил ему стихотворение, полное романтического пафоса.

«Искусство твое велико и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», - писал великий маринист, человек, вообще чрезвычайно замкнутый, скупой на похвалы.

Скоро и официальные круги Италии признали Айвазовского. Его картину «Хаос» приобрел Ватиканский дворец - музей, куда собирали картины только первоклассных мастеров.

Кончались годы командировки. Перед возвращением на родину Айвазовский поехал с выставкой своих картин по различным городам Западной Европы - везде его встречал неизменный успех.

В 1844 году Айвазовский снова в Петербурге. Выставки его произведений привлекают всеобщее внимание, он получает звание академика, двор приобретает его картины - художник прославлен, все ждут от него новых работ. Но весной следующего года Айвазовский уезжает из столицы, а через несколько месяцев в № 34 журнала «Иллюстрация» появляется следующая заметка Кукольника: «Не верим намерениям художника, но как бы то ни было он строится в Феодосии... Айвазовский надеется переселиться туда на постоянное жительство, завести обширную мастерскую, которая в то же время послужила бы и школой живописи для того края».

Недаром удивлялся Петербург. Жить в Феодосии в то время значило оторваться от культуры, лишить себя многих радостей и удовольствий. Поражало и то, что молодой, едва начавший самостоятельную жизнь художник думает о школе живописи для своего родного края.

Любовь к родине, к морю - одна из замечательных черт Айвазовского. Она выделяет его из среды художников той эпохи, стремившихся связать свою жизнь с жизнью больших столичных городов.

С 1846 года Айвазовский навсегда поселился в Феодосии. Здесь, на самом конце города, построил художник свой дом - мастерскую.

В разные моменты дня и ночи, в разное время года - то бурное, негостеприимное, то торжественно тихое - развертывалось перед глазами художника море, которое он любил больше всего на свете. Но Айвазовский не писал его с натуры. Даже мастерскую в своем доме построил он так, что единственное ее окно выходило во внутренний двор. «Чем дальше я от моря, тем лучше вижу море», - говорил художник.

Когда Айвазовскому хотелось набраться новых впечатлений, он отправлялся путешествовать. Беглая зарисовка, сделанная в пути, служила потом единственным материалом для большого полотна. Таково было свойство дарования Айвазовского.

И сколько морей, океанов передал в своих картинах художник! По его подсчетам, он написал шесть тысяч картин. Правда, Айвазовский включил сюда все, что он сделал, начиная от миниатюр до больших полотен, но тем не менее это число огромно. Оно говорит о неутомимости мастера, работавшего до последнего удара сердца.

В 40 - 60 - х годах Айвазовский переживает бурный расцвет своего творчества. Для этого времени очень характерна картина «Буря» (1853), изображающая борющийся с волнами корабль. Превосходно написаны здесь волны, обрисовывающаяся в лиловом тумане гора, пропитанная солнцем воздушная даль. Как солнечно кругом и... нисколько не страшно!

Да и вообще про многочисленные «Бури», изображенные Айвазовским, хочется сказать, что они красивы, но отнюдь не страшны. Такова одна из лучших его картин - «Буря ночью» (Феодосийская галерея). Небо в тяжелых тучах, ветер вздымает волны, лунный свет серебрит поверхность разбушевавшегося моря; тонет корабль, несколько путешественников протягивает руки, взывая о помощи. Все это написано энергично, очень сдержанно по цвету и вместе с этим настолько парадно, что трагедия как бы отходит на второй план. Невольно любуешься, восхищаешься красивым пейзажем.

Айвазовский стремился к известной идеализации пейзажа, несмотря на то что часто это шло вразрез с изображаемым в картине сюжетом. И в более поздний период не оставляло его это стремление, несмотря на то что в целом его творчество приобрело новые черты под влиянием развития и укрепления реалистических тенденций в русском искусстве.

Произведения художника, исполненные им в 70 - 90 - х годах, проникнуты большей серьезностью, простотой и большим внутренним содержанием. В эти годы наряду со столь виртуозно изображаемыми им эффектными пейзажами Айвазовский все чаще находит интересные сюжеты в самых простых, будничных мотивах природы. Так написана им картина «Прибой у Крымских берегов» (1892). Зимний, холодный день над Черным морем. Низко нависли тяжелые, свинцовые тучи, и волны, такие же тяжелые, грязновато - оливкового цвета, ударяются о невысокий берег. Чайки кружатся над волнами, печальным стало море. Таким бывает оно зимой, когда над восточным берегом дует норд - ост. Хорошо подметил Айвазовский и цвет воды и общий колорит пейзажа, такого грустного и сурового.

Так же правдива картина «Среди волн» (1898). Она привлекает своей простотой и жизнерадостностью. Большие голубые волны как будто катятся на зрителя, легкая белоснежная пена окаймляет их, а солнце делает прозрачными. Прекрасная картина. Ее любят дети, которые всегда тянутся к свету, к солнцу.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены