Песня для нас

Виктор Снигирев| опубликовано в номере №898, октябрь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

17 августа 1942 года родился Муслим Магомаев

Такой лаконичной афиши в Москве не видели давно: Дворец спорта — концерт Муслима Магомаева. Надо быть очень большой знаменитостью, чтобы так спокойно и коротко сообщили о твоем намерении предстать перед залом на 17 тысяч зрителей. Американский балет на льду, выступавший в этом же зале, рекламировал себя куда более громко, но билеты все-таки были. На два концерта Магомаева билеты распроданы полностью, и их еще не хватило.

Знаменитости — 22 года. Знаменитость — симпатичный и очень скромный юноша в черной рубашке и синих джинсах, типичный студент по внешности и по манерам. Солист Азербайджанского театра оперы и балета комсомолец Муслим Магомаев еще не привык к интервью, еще не умеет говорить гладкие фразы «о своих творческих планах», да и «план» у него всего один:

— Я очень хочу петь как можно больше и как можно лучше. Потому что я очень люблю петь.

И чем больше Муслим поет, чем известнее становится, тем больше занимается, чтобы «петь лучше».

Полуанекдотический тип надутого «любимца публики», отупевшего от славы «оперного премьера», отошел в прошлое. Наши новые оперные «звезды», а их сейчас вспыхнула целая плеяда, — это такие же молодые специалисты, каких можно встретить среди геологов, конструкторов или физиков, и все же Муслима Магомаева в его 22 года можно назвать оперным премьером и любимцем публики, только без кавычек.

Спросите на радио, спросите на телевидении. Вам расскажут, сколько тысяч писем приходит с просьбой «завести» полюбившегося артиста. Но вам тут же скажут, что стоит артисту зазнаться, начать халтурить, пренебрежительно относиться к тем, кому адресовано его искусство, количество писем резко падает. Сегодня почта Муслима Магомаева бьет рекорд, и в Муслиме есть что-то такое, что внушает уверенность: это надолго.

Муслим с рождения был «посвящен» музыке, но никто не ожидал, что он станет певцом. Азербайджанская государственная филармония в Бану носит имя Муслима Магомаева: это его дед, замечательный азербайджанский композитор, автор первых национальных опер. И маленького Муслима начали, разумеется, учить музыке. Вокруг — артистическая среда, внимание к каждому шагу мальчика, но жизнь не была легкой. Год рождения — 1942-й. Война. Отец — художник, но в те суровые годы он стал солдатом. И погиб за несколько дней до победы. Мать — актриса, она все время занята, все время в разъездах.

Мальчик учился играть на рояле, а чувства, которые зрели в сердце, искали еще и другого выхода — искали более непосредственного выражения. Вот тогда он запел. Еще не думая о пении как о профессии. Рядом с музыкальной школой — клуб моряков; здесь состоялся певческий дебют Муслима: очень хотелось спеть для собравшихся здесь замечательных людей. Муслим все еще занимался на фортепьяно и пробовал силы в сочинении музыки, но пение увлекало все больше и больше. Любителям музыки нравился его красивый голос, а ему самому нравилось, что от хорошей песни люди становятся бодрее, жизнерадостнее.

— Мне нужно донести до слушателя не голос, а исполняемую вещь, — говорит Муслим. Это — желание активно воздействовать на людей. С этого желания и начинается искусство.

Но голос — тонкий и сложный инструмент, и чтобы владеть им, мало желания и мало природной одаренности. Нужен умный педагог, тонно чувствующий индивидуальные особенности «материала». Муслиму поставила голос преподавательница Бакинской консерватории Сусанна Микаэлян, и сделала это мастерски. С. Микаэлян научила его понимать свой голос, свободно владеть им, не быть его рабом. Потому-то певец и может теперь позволить себе думать не о голосе, а о пении, о смысле исполняемой вещи.

В восемнадцать лет Муслим начал работать как профессиональный певец с эстрадным оркестром. Простые песенки, веселые и грустные. С них начался успех. И, конечно, первой заметила Муслима молодежь. Простой парень, сверстник. Он такой же, как мы, и он поет для нас. Комсомол послал Магомаева на Всемирный фестиваль молодежи в Хельсинки.

В финской столице певец из Азербайджана на четырех языках пел песню «Хотят ли русские войны». Он не думал о голосе. Он думал о войне и мире. «Спросите тех, кто воевал...» — он спрашивал отца, которого ему не довелось увидеть. Он пел «Бухенвальдский набат». Он призывал молодежь всей земли: берегите мир.

Магомаев вернулся из Хельсинки лауреатом. В Баку он продолжает учиться в консерватории и одновременно поступает на работу в оперный театр.

Начинается новая жизнь. Молодой оперный артист зарабатывает гораздо меньше, чем солист эстрадного оркестра, но не это было для него определяющим. Труднее другое: после залитой огнями эстрады, где ты центр внимания, а поешь порой несложные по музыкальному материалу песни, которые легко усваиваются слушателями, нелегко привыкать к исполнению второстепенных ролей в оперных спектаклях, где иногда на твою долю приходится лишь небольшой речитатив. Но хорошо исполнить этот речитатив в ансамбле других солистов, хора и оркестра — задача куда более сложная, чем сделать эффектный «номер» на эстраде. В музыкальном развитии артиста-певца эти трудности как раз и означают шаг вперед, и даже не один шаг, а целый этап. У Муслима — настоящий оперный голос, и хотя он по-прежнему любит популярные песни и будет их исполнять всегда, только в опере он может дать все, на что способен. А это и есть его цель. Не довольствоваться первой славой, первым признанием, а постоянно совершенствоваться.

Недавно Муслим получил замечательный подарок: его в числе других советских молодых певцов послали учиться в Италию, на стажировку в знаменитый миланский оперный театр «Ла Скала». Теперь Муслим много и с увлечением рассказывает об итальянской архитектуре, которая его пленила, о живописи великих мастеров, которой он восхищался в музеях, о природе Италии и ее приветливом народе, но главное он оставляет под конец:

— В «Ла Скала» великолепные педагоги. Они очень внимательно отнеслись ко мне. У меня расширился диапазон голоса, а специальные упражнения дали мне возможность без особого напряжения петь подолгу.

Знали бы вы, как дорожит Муслим этой возможностью! Молодой человек с широким кругом интересов, любитель литературы, живописи, спорта, он тем не менее хотел бы петь с утра до ночи. Заставить его петь «на бис» проще простого.

— Особенно я люблю петь для молодежи, для студентов. Люблю смотреть в зал и видеть, как люди слушают.

Ну что ж, он хочет петь, а мы хотим его слушать. Полное взаимное согласие. Телефон у Муслима звонит беспрерывно. Его зовут в десяток мест сразу. И он хотел бы побывать всюду, куда его зовут. Но...

— Надо еще заниматься.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Планета по мени Андрей Белый

26 октября 1880 года родился Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый)

Некрасов

10 декабря 1821 года родился Николай Алексеевич Некрасов

«Услышать ось земную»

15 января 1891 года родился Осип Мандельштам