Первый русский марксист

Л Якобсон| опубликовано в номере №709, декабрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

К 100-летию со дня рождения Г. В. Плеханова

Морозным зимним днем 6 декабря 1676 года в Петербурге, на площади у Казанского собора, собралось несколько сот человек, чтобы открыто заявить о своем, возмущении беззаконием и политическим гнетом, царившими в стране. Это была первая в, России рабочая противоправительственная, демонстрация.

В толпе стоял широкоплечий юноша в плохоньком, не по погоде пальто. Непокорная прядь каштановых волос выбивалась из - под: студенческой фуражки. Вот юноша поднял вверх руку и сильным, слегка простуженным голосом заговорил о страданиях угнетенного, мужика, о рабочем, «который, как вол, работает на хозяина, отдает ему все свои силы, здоровье, свой ум, свою плоть и кровь, и от него получает сырой и холодный угол да несколько грошей», о Чернышевском, сосланном на каторгу.

Демонстранты подхватили слова оратора: «Смерть царю! Да здравствует свобода!» Над толпой на ветру затрепетал красный флаг с вышитыми на нем словами: «Земля и Воля».

Полицейские бросились разгонять демонстрацию, пытаясь арестовать оратора. Однако рабочие стеной окружили юношу.

Это был студент Горного института Георгий Плеханов, участник тайного политического кружка. Речь на демонстрации у собора явилась боевым началом революционной деятельности Плеханова - первого русского марксиста, сыгравшего огромную роль в распространении марксизма в России, одного из лучших теоретиков марксизма, стоявшего, как указывал В. И. Ленин, на голову выше многих социалистов Западной Европы и Америки, крупнейшего деятеля русского и международного рабочего и социалистического движения.

Георгий Валентинович Плеханов родился 29 ноября (11 декабря) 1856 года в семье небогатого отставного штаб - ротмистра гусарского полка, умного и образованного человека. Мать Плеханова - женщина передовых взглядов - была племянницей В. Г. Белинского.

Еще в Воронежской военной гимназии, которую Плеханов блестяще окончил (его имя было занесено на золотую доску), у мальчика проявились задатки будущего пропагандиста. Под влиянием учения Дарвина он стал атеистом. Зачитываясь книгами Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, нелегальной литературой, вольнолюбивыми стихами Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Байрона, Гейне, юноша проникался революционными настроениями и стремился поделиться своими мыслями и чувствами с друзьями и товарищами.

По окончании гимназии Плеханов переехал в Петербург, где поступил в Константиновское юнкерское училище. Начитанного, талантливого молодого человека ожидала Академия Генерального штаба, он мог бы сделать блестящую военную карьеру. Но неожиданно для всех юноша перешел в Горный институт, где вскоре близко сошелся с революционными народниками.

Впоследствии Плеханов говорил: «По своему происхождению, товарищи, я мог принадлежать к числу угнетателей, я мог принадлежать к «ликующим, праздно болтающим, обагряющим руки в крови». Я перешел в лагерь угнетенных, потому что люблю страдающую русскую массу, потому что люблю русского крестьянина и рабочего».

Вступив в тайную народническую организацию «Земля и Воля», Плеханов разъезжал по России, вел большую агитационно - пропагандистскую работу среди крестьян и рабочих. Преследуемый по пятам карскими ищейками, Плеханов вынужден был в 1880 году эмигрировать из России. Ему пришлось жить во Франции, Англии, Швейцарии, Италии. И только через тридцать семь лет, в 1917 году, после свержения самодержавия, Плеханов вернулся на родину.

В эмиграции Плеханов стал марксистом. Отходу Плеханова от народничества способствовали в первую очередь события, происходившие в России: развитие капитализма в стране, рост рабочего движения, крах «Народной Воли». Молодой революционер продолжает углубленно изучать социалистическую марксистскую литературу, вступает в переписку с Энгельсом, а впоследствии лично знакомится с ним.

В 1883 году Плеханов вместе со своими друзьями, бывшими членами «Черного передела», Верой Засулич, Аксельродом, Дейчем и Игнатовым, основывает первую русскую марксистскую группу «Освобождение труда».

Группа эта в начале своей деятельности была настолько малочисленна, что противники ее острили: «освобожденцам», мол, не следует кататься на лодке, ибо при несчастном случае может пойти на дно вся марксистская партия.

Плеханов и другие члены группы «Освобождение труда» перевели на русский язык сочинения Маркса и Энгельса: «Манифест Коммунистической партии», «Наемный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке», «Нищета философии», «Людвиг Фейербах» и другие.

Группа «Освобождение труда» составила два проекта программы русских социал - демократов, что явилось, как говорил Ленин, важным шагом в подготовке к созданию марксистской социал - демократической партии в России.

Плеханов сыграл выдающуюся роль в разгроме народнической идеологии. В брошюре «Социализм и политическая борьба» он в яркой и популярной форме дал боевую развернутую критику взглядов народников, показав, что без политической борьбы и пролетарской революции, без завоевания рабочим классом политической власти нельзя придти к социализму. Народники с негодованием заявляли, что брошюра Плеханова «дезорганизует» революционные силы, что он якобы перешел на сторону буржуазии.

Плеханов ответил народникам книгой «Наши разногласия», в которой фактами и цифрами доказал, что Россия давно уже вступила на путь капитализма, что капитализм проник и в деревню. Отсталая народническая идеология, утверждал Плеханов, тормозит революционное движение в России.

Ознакомившись с книгой «Наши разногласия», Энгельс писал: «... Я горжусь тем, что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса... Это прогресс, который будет иметь огромное значение для развития революционного движения в России».

«Основание русской социал - демократии - главная заслуга группы «Освобождение труда», - отмечал Ленин. Плехановская группа способствовала возникновению марксистских кружков в России. Но она не была еще практически связана с русским рабочим движением.

Соединение марксизма с рабочим движением произошло в России позже, в 90 - е годы, в период бурного развития массового стачечного движения. То было время, когда началась революционная деятельность В. И. Ленина, основавшего в Петербурге «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В лице В. И. Ленина рабочий класс обрел вождя, в котором органически сочетались гениальный теоретик и практик. Всемирно - исторической заслугой Ленина явилось то, что он глубоко обосновал руководящую роль пролетариата в борьбе за победу буржуазно - демократической, а затем и социалистической революции; разработал учение о союзе рабочего класса и крестьянства; доказал необходимость организации партии нового типа, которая в отличие от партий II Интернационала способна повести трудящихся в бой за свержение капитализма и победу социализма. Ленин и его соратники не только теоретически доказали все это, но и практически претворили в жизнь, создав великую Коммунистическую партию, возглавившую в России борьбу народа за торжество идей социализма.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены