Перекличка эпох

Ю Нейман| опубликовано в номере №252, декабрь 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Следующий зал вводит нас в эпоху расцвета греческого ваяния. После победы над персами благосостояние Афин управилось. Афины украшаются. Вокруг правителя Перикла, как впоследствии при дворе просвещенных тиранов Италии, группируются ученые и философы. «Золотой»век.

О мощности и устойчивости говорит уже искусство Поликлета. Его статуи в древности называли квадратными. Тяжеловатое тело Диадумена покойно. Но это не стянутая неподвижность египетских статуй. В покое Диадумена - сдержанное движение. Так останавливается тот, кто умеет ходить.

От знаменитейшего ваятеля того времени Фидия у нас осталось только слабое отражение. Великолепные статуи, некогда украшавшие афинские храмы, погибли. Возможно, их погубил драгоценный материал - золото и слоновая кость.

Античный отдел (Музея изящных искусств - отдел копий, верней гипсовых слепков. Произведения Фидия - копии с копий, гипсовые копии с римских, мраморных.

Фидий - творец богов. Его боги величественны и огромны. Их спокойствие и важность характерны для высших кругов Афин того времени, упрочивших свое политическое и экономическое положение. Это - зрелость, зенит.

В центре - колоссальная статуя богини войны и мудрости Афины - Паллады. Прямые, сильные складки одежды падают до пят. Под одеждой угадывается мощное тело.

Мы знаем, высокая культура Греции покоилась на правильном для того времени распределении труда. Обилие досуга свободных граждан окупалось трудом несвободных. Досуг гражданина социалистического общества будет обеспечен высочайшим развитием техники.

Мы стоим на пороге нового искусства. В какие формы оно выльется, пока еще трудно сказать. Но возможно, в основу искусства социализма ляжет греческое искусство с его бьющей через край радостью бытия.

Тяготение к жанру - новая струя в греческом искусстве. Смягченное, интимное ощущается в трактовке тела молодого кулачного бойца, выставленного в том же зале.

Мягкость, ослабленность, одухотворенность характерны для творчества знаменитого скульптора IV в. Праксителя. В восьмом зале особое внимание привлекает его «Гермес с младенцем Дионисом».

Маленький бог вина доверчиво прильнул к старшему брату и ручонкой тянется за виноградом, которым 'поддразнивает его Гермес. Во всей группе столько мягкости и затаенного юмора, что она кажется произведением крайне недавнего времени.

Женские тела под резцам Праксителя достигают чрезвычайной грации. Старинные квадратность и тяжеловесность сменяются легкостью и утонченностью. Любопытно сравнить «Амазонку» Поликлета с праксителевой «Афродитой».

С переходом в десятый зал обстановка резко меняется. Сурова эпоха Александра Македонского. Владычество Греции расширилось. Монархия стремится к неограниченному расширению. Суровый милитаристический дух того времени прекрасно передают произведения придворного скульптора Лизиппа.

Статуи Лизиппа монументальны и реалистичны. Воин после битвы счищает с кожи скребком грязь. Протянутая вперед рука подчеркивает глубину - третье измерение, доступное скульптуре.

Сила, суровость характерны и для других работ Лизиппа.

Границы Греции расширились. Греческое искусство проникает в отдаленные страны - в Италию и Египет. Видоизменяясь, оно порождает различные школы: Пергамскую, Александрийскую, Родосскую, все вместе образующие так называемое эллинистическое искусство (11 - я, 12 - я, 13 - я залы музея).

«Умирающий галл» школы - образец этнографического реализма. Художник, казалось, следовал описанию древнего ученого Диодора: «Они (варвары) были высокого роста, со светлыми волосами, которые зачесывали назад, напоминая сатиров или панов». Не забыты усы и цепь на шее. Неуклюжее телосложение, резко выступающие кости, грубые складки кожи отличают наготу варвара от холеного тела грека. Галл умирает на щите, не отдавая его до последней минуты. У художника нет презрения к изображаемому варвару. Он поражен его мрачной силой.

В тринадцатом зале - монументальное произведение Александрийской школы - «Нил». Нил представлен в виде лежащего бога, облокотившегося на сфинкс - Эмблему Египта. В левой руке бога - рог изобилия, наполненный колосьями ржи и плодами. Из скрытого для зрителя места течет вода - символ неизвестного в древности источника Нила. 16 детских фигурок, облепивших Нил, изображают 16 локтей, на которые должен подняться Нил для хорошего урожая.

«Нил» интересен смешением реалистических и символических элементов. Детские фигурки - жанровый мотив, характерный для торговой Александрии с ее развитой буржуазией и соблазнительным для художника пестрым составом населения.

Группы «Фарнесский бык»и «Лаокоон»представляют Родосскую школу, стремящуюся к колоссальности и бьющую на эффекты.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Мастера огня

Рейс Владивосток - Ленинград