Перехват

Ян Владин| опубликовано в номере №1322, июнь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Так вам Щетинин нужен?

Киваю головой, да, именно он, летчик, старший лейтенант Виталий Щетинин, тот самый, что отличился вчера в маневренном воздушном бою. Подполковник загадочно улыбается:

– Смотрите туда, Щетинин сейчас пройдет в паре ведомым.

И я неотрывно смотрю в голубую прозрачную даль, боясь пропустить, казалось бы, многократно виденную картину.

Но вот два истребителя, похожие на наконечники стрел, вырвались из облаков и, пронзая синеву, стремительно пронеслись над нашими головами.

– Хорошо идут, плотно, – удовлетворенно заметил подполковник, – как в парадном строю.

Еще мгновение – и туча, надвигающаяся слева, поглотила их. Но долго еще незамутненными оставались в синеве две пепельные строки, которыми сшили истребители идущие навстречу, друг другу тучи.

– Минут через пять сядут, ждите... Бортовой номер его машины 43 – Подполковник, уже было отвернулся, собираясь идти на КП, но вдруг задержался. – Знаете, есть два типа летчиков, те, которые идут в небо как на работу, пусть даже любимую, и те, для которых каждый взлет – это праздник. Все остальное для них – будни. Щетинин из таких.

Еще успели взлететь и сесть несколько машин, прежде чем истребитель Щетинина занял свое место в ряду таких же остроносых, узкотелых самолетов с песочными разводами камуфляжа на обшивке. Спустившись на землю, летчик, однако, не спешил расставаться со своим истребителем, наблюдая, как колдует над ним борттехник.

Рукопожатие у Щетинина оказалось крепким, под стать его дюжей, плечистой фигуре. Мы пошли к одному из зданий в надежде укрыться в нем от аэродромного грохота. Но Виталий не вытерпел: впечатления от недавнего полета так и захлестывали его.

– Идем, понимаете, на двух тысячах. И знаем: бомбардировщик где-то здесь. Нас с земли наводят, передают: «ищите». Легко сказать, на экране сплошные подсветки, земля-то близко. И вдруг вижу: вот он, голубчик, прямо по траверзу внизу. Я ведущему передаю, что вижу цель. Ну, тут-то мы его и «взяли»...

Нет, не удается ему, Щетинину, скрыть свой восторг отличным воздушным перехватом, его двадцать пять как на ладони. Однако в небе взрослеют быстро. За три года, что минули со дня, когда лейтенанту Щетинину впервые доверили истребитель, успел он налетать семьсот часов воздушного стажа, добиться присвоения ему высокого звания летчика первого класса. Уже были на счету Виталия и ночные воздушные поединки, были поверженные учебные цели, которые отводила в небе от ракет Щетинина умелая рука.

Командир эскадрильи майор Виктор Алексеевич Смирнов, давая Щетинину характеристику, говорил так:

– Он умеет слиться с машиной в одно целое. Как будто они родились вместе – Виталий и его самолет. А ведь техника, на которой мы летаем, – последнего поколения, полностью подчинить ее в полете – дело не простое и для опытного летчика. Притом, учтите, сверхзвуковые скорости требуют от пилота высочайшей сосредоточенности. Ведь на решение сложнейшей задачи летчику отводятся порой доли секунды. Щетинин же еще в первые месяцы показал отличные результаты.

Это произошло спустя неполных четыре месяца после начала его летной службы. Лейтенант Щетинин выполнял обычный патрульный полет: «Взлет, выход в заданный район, облет его по запланированному маршруту и возвращение на аэродром». Дело было под вечер.

Тем временем командование авиацией округа решило проверить бдительность летчиков полка истребителей-перехватчиков. В охраняемый ими район был направлен самолет-«нарушитель». Бомбардировщик шел низко, прячась в облачности. Наземные службы наблюдения обнаружили самолет «противника» и дали его координаты авиаторам. Воздушная «цель» была на подходе к охраняемой зоне, а неподалеку от бомбардировщика барражировал Щетинин.

Командир на мгновение заколебался. «Сумеет ли выполнить перехват совсем еще молодой летчик?» Осторожность взяла верх, он приказал на всякий случай поднять в небо опытную пару. Но на счету каждая секунда, бомбардировщик вот-вот войдет в зону. И с земли прозвучала команда Щетинину – атаковать самолет «противника», не дожидаясь поддержки. Казалось, пилот только этого и ждал. Сделав разворот, он лег на нужный курс и спустя две минуты увидел на экране локатора цель. Он пошел ей навстречу, выполнил маневр и оказался на хвосте у бомбардировщика. Остальное было делом техники.

На земле его дожидался сам командир полка, известный среди истребителей летчик-снайпер.

– С почином, товарищ лейтенант, – сказал, пожимая ему руку, подполковник, – чисто сработано, талантливо.

Впрочем, талант еще не все. Как и в любом деле, в летном талант лишь первооснова. Нужны еще огромные знания современной техники, практические навыки, точный расчет, нужны, если хотите, любовь к избранному делу, дерзновенность. Виталию повезло, он родился в летном военном городке вблизи аэродрома и к семи годам различал тип самолетов по их воздушному голосу. Отец, бесконечно влюбленный в небо человек, работал летчиком-инструктором, помогал молодым пилотам осваивать военную технику. А сам Борис Леонидович Щетинин, если учесть и фронтовые годы, успел полетать более чем на 40 типах самолетов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Курс партии – путь комсомола

Забота об интересах народа – дело чести комсомола