Перегон

Виктор Андриевский| опубликовано в номере №1114, октябрь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Выглядел Лешка с ружьем, зажатым под мышкой, весьма эффектно. Особенно же старался показать себя, когда поблизости находилась Вера. Он долго гарцевал на месте, потом резко забрасывал ружье за спину и сразу пускал лошадь в карьер, так, что только комья летели из-под копыт.

Однажды, отъехав километров восемь в направлении, указанном начальником эшелона, Лешка наткнулся на хутор. Старик хуторянин в фуражке с красным околышем сначала был не очень разговорчивым, но, узнав, что гонят скот в разоренную Украину, пригласил хлопца в хату, угостил борщом.

— Если ходко пойдете, часа через три как раз до речушки доберетесь, — посулил он. — Только оставаться на ночлег там не советую. В роще водятся волки. Лучше не поленитесь — поднимайтесь вверх по течению. Там хоть место открытое, но не в пример меньше опасности будет.

Лешка поблагодарил старика за совет и угощение и сразу вернулся к своим. Предостережениям хуторянина о волках он значения не придал, а потому и не стал рассказывать о них в отряде.

Когда добрались до воды, уже смеркалось. Небо весь день набухало тучами, погромыхивало дальними раскатами и, наконец, разразилось такой грозой, что укрыться под хилыми деревцами не было никакой возможности. И пытаться разжечь костер, чтобы обсушиться, сварить что-нибудь или хотя бы вскипятить чайник, тоже было делом безнадежным. Перекусив кое-как сухим и холодным, согнали потеснее коров, стреножили лошадей и сами устроились на ночлег. В «боевом охранении» остались Володя Кричевский и Толя Рукавишников.

У Толи еще в сорок первом пропал без вести брат, проходивший действительную на западной границе. Отец погиб в ноябре сорок третьего. И мать наотрез отказывалась отпускать последнего сына. Не действовали и доводы Кричевского, который втолковывал ей, что горе сейчас в каждой семье, что вся надежда на мальчишек, ведь взрослых здоровых мужчин почти не осталось. Но женское сердце дрогнуло, когда узнала, что соседка ее, Галя Шарипзанава, не только разрешила пойти с эшелоном сыну Раису, но и отдала корову.

— Там еще хуже... — сказала при этом соседка. Мужья их уходили на фронт вместе, и похоронки они получили почти в один день...

Дождь не унимался, всполохи молний высвечивали все вокруг мертвящей синевой. И ребятам порою становилось невмоготу от страха, голода и усталости. Но четыре часа они не имели права сомкнуть глаз, оберегая покой остальных, таких же усталых, мокрых, продрогших.

Первыми встревожились, почуяв волков, лошади. Тявкнул пару раз Васик — большая беззлобная дворняга. У шалаша, где ютились ребята, появился Джумат с неизменной камчой, казахским кнутом, в руке.

— Что тут у вас?

— Лошади забеспокоились, не волки ли?

— Пойдем взглянем.

Но лошади уже мирно паслись, не обращая внимания на дождь, тяжело вздыхали, жуя свою жвачку, коровы...

Беда нагрянула перед самым рассветом, когда тьма совсем сгустилась и стала почти непроглядной.

Истошно взревела и кинулась в гущу коров полуторагодовалая телка, которая любила спать на отшибе. На нее-то, неслышно прокравшись за кустами, и напали два хищника, но телка успела вскочить, откинув первого волка, бросившегося на горло. Второй только прокусил ей заднюю ногу.

Толя, выбежав из шалаша, сразу же выстрелил в воздух и помчался к спутанным лошадям, полагая, что им грозит наибольшая опасность. Володя кинулся к телке. Вмиг проснулись все остальные, но удержать стадо было уже невозможно. Топот копыт потряс землю, человеческие крики, выстрелы потонули в реве обезумевших от страха животных...

Два дня пришлось потратить, чтобы собрать весь скот до последней норовы, — животные разбежались на многие километры по округе. И если бы не помощь местных жителей, то вряд ли это удалось бы сделать.

На одном дальнем хуторе, куда приехал в поисках коров Петя Семищенко, крестьянин долго расспрашивал, что это за стадо и нуда его гонят.

— А ты меня, хлопец, не обманываешь?

— Честное комсомольское! — сказал Петя для пущей убедительности, хотя комсомольцем еще не был. Но эта ложь показалась ему святой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Рок

Рассказ