Перед спектаклем

В Владимиров| опубликовано в номере №690, февраль 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Ровно в девять часов утра слышится первый звонок. И сразу коридоры школы - студии МХАТ пустеют. В глаза всюду бросаются надписи: «Соблюдайте тишину, идут занятия!»

... В небольшой аудитории за длинным столом собрались студенты четвертого курса. Для них наступила горячая пора: близятся государственные экзамены. Выпускники готовятся показать «Глубокую разведку» А. Крона, «Нору» Г. Ибсена, «Как важно быть серьезным» О. Уайльда, отрывки из пьесы «Волки и овцы» А. Островского и сцены из романа «Идиот» Ф. Достоевского. Каждый из студентов должен выступить в двух - трех ролях. Это, конечно, нелегко, но зато какая возможность проявить свои способности!... Сейчас дипломники работают над сценами из романа Ф. Достоевского, постановка которых представляет особую трудность. - Сложный автор, сложное произведение, - говорит преподаватель Борис Ильич Вершилов. - Мы стремимся в своей работе подчеркнуть те качества писателя, которые близки советским людям: веру в человека, гуманизм.

Будущие артисты настойчиво ищут правильное решение характеров, подвергают каждый поступок героев глубокому анализу. Работа идет пока за столом. На артистах обыкновенные костюмы.

- Но скоро мы перейдем к мизансценам, - поясняет Борис Ильич. - А затем, на репетициях, наша работа получит окончательное завершение.

На занятиях по актерскому мастерству видно, сколько нужно сил, энергии, умения, чтобы сыграть даже самый небольшой эпизод. Преподаватель часто останавливает то одного, то другого исполнителя, не пропускает фальшивой нотки, заставляет продумывать каждое слово, искать новые краски. В творческих исканиях рождаются характерные интонации, тончайшие нюансы...

Более двенадцати лет существует школа - студия, основанная замечательным режиссером и педагогом В. И. Немировичем - Данченко. За эти годы немало талантливой молодежи получило здесь художественное воспитание. Питомцы студии выступают ныне в театрах Новосибирска, Иркутска, Калинина, Ярославля, Севастополя... Шесть воспитанников студии за успехи, достигнутые в сценическом искусстве, удостоены звания лауреата Сталинской премии.

... Узкий коридорчик, по которому мы идем, неожиданно упирается в небольшую коричневую дверь. За ней - Московский Художественный театр имени A. М. Горького. Студия расположена рядом с МХАТом, под крылом которого она зародилась, выросла и окрепла.

Здесь вспоминают, что когда - то по этому коридорчику проходил из театра в студию Василий Иванович Качалов. Его сразу же окружали учащиеся. Начиналась задушевная беседа знаменитого артиста с начинающими. Василий Иванович читал стихи, слушал, как декламируют другие, расспрашивал студентов об учебе и сам рассказывал о своей работе.

Часто посещали студию И. М. Москвин, Н. П. Хмелев, М. М. Тарханов; они по - отечески заботились о подрастающей смене. И сейчас известные мастера Художественного театра - уделяют немало внимания молодым. В студии преподают ведущие' артисты МХАТа: М. Н. Кедров, B. Я. Станицын, В. О. Топорков, А. Н. Грибов, С. К. Блинников, П. В. Массальский, А. М. Комиссаров, А. М. Карев, Г. А. Герасимов и другие. Вместе с основными преподавателями они передают будущим работникам сцены свои знания и опыт.

В студии молодые артисты, кроме специальных предметов, изучают марксистско - ленинскую теорию, слушают лекции по эстетике, истории русского и зарубежного искусства, литературы, овладевают иностранными языками.

В напряженном, кропотливом труде проходят дни. Студенты актерского факультета, начиная с третьего курса, выступают на сцене Художественного театра в эпизодических ролях. В совместной работе с известными артистами приобретаются новые знания, растет мастерство.

Незаметно проходят четыре года учебы, и первокурсники становятся выпускниками. Наступает день, когда в зрительном зале студии собираются преподаватели, артисты, работники искусств. Приходят друзья, знакомые. Раздвигается занавес, и начинается дипломный спектакль.

... Нервничает Чичиков, втолковывая Коробочке, что мертвые души не товар, что никакого употребления из них сделать нельзя... Упрямится Коробочка, боясь, как бы не надул ее этот покупщик: приехал же бог знает откуда, да еще в ночное время!...

За каждым шагом актеров, за каждым их словом с особым вниманием следят зрители. И хотя еще не известна оценка государственной экзаменационной комиссии, но уже по тому, как дружно аплодирует зал, ясно: спектакль получился. Экзамен на зрелость выдержан. Впереди молодых артистов ожидает большая творческая жизнь. «В добрый час, друзья!» - напутствуют их старшие товарищи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены