Перед большим экзаменом

Игорь Кобзев| опубликовано в номере №687, январь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

В вечерний час, когда на Уралмаше кончает свой трудовой день первая смена и приступает к работе вторая, небольшая группа молодежи из кузнечно - прессового цеха плотным кольцом окружила коренастого пожилого кузнеца Михаила Никаноровича Кускова. На лицах у ребят выражение неподдельного интереса.

- Михаил Никанорович, о чем вы сегодня будете нам рассказывать? - нетерпеливо спрашивает Геннадий Кайгородов, круглолицый паренек с острыми, живыми глазами.

Знаменитый кузнец неторопливо достает из кармана очки, которые в его руках кажутся очень хрупкими, невесомыми, внимательно, словно профессор на институтской кафедре, осматривает свою аудиторию и затем коротко объясняет:

- Недавно наша бригада разработала новую технологию отковки крюков для подъемных кранов. Раньше заготовку приходилось дважды нагревать в печи, пока изобразишь из нее вот такой «вопросительный знак», - Михаил Никанорович кивнул головой в сторону готового стального крюка, лежавшего возле парового молота. - А мы решили заканчивать всю работу сразу же после первого нагрева. Сейчас мы вам покажем, как это делается. Ну - ка, Петя!...

Петр Журавлев, подручный Кускова, такой же коренастый и сильный, стремительно распахивает створку газовой нагревательной печи, откуда на мгновение вырываются зеленые и лиловые языки пламени.

Точным взмахом клещей Петр бросает на наковальню вырванный из огня кусок раскаленного, светящегося металла. Машинист парового молота надавливает на рычаг. Гулкие, отрывистые удары следуют один за другим.

С наковальни брызжут яркие, веселые искры. Словно ореховая скорлупа, осыпается под ударами окалина, наполняя нагретый воздух едким запахом.

Кузнец наклоняется над заготовкой, измеряет ее кронциркулей и, ловко подхватив клещами, поворачивает то одной, то другой стороной.

С искренним восхищением, не отрывая глаз от светящегося слитка, следят молодые кузнецы и подручные за этой умелой работой. Хороша работа! Не случайно Кускова в цехе называют «художником своего дела». Недаром возле его молота всегда останавливаются приезжающие «а завод гости.

... Еще один удар - и готовый, вишнево - красный крюк падает на брусчатку.

- Вот здорово! - восклицает подручный Геннадий Кайгородов. - Удивляюсь, как же у вас при такой сложной операции заготовка не успевает остыть!

Михаил Никанорович оборачивается к нему:

- Ты в вечернюю школу ходишь?

- Хожу.

- Физику изучаешь?

- Изучаю.

- В таком случае ты должен знать, что удар тоже греет. Только надо, чтобы удары были хорошие, без прохладцы.

Подручный Петр Журавлев с гордостью и уважением смотрит на своего бригадира.

- Михаил Никанорович, а не получится у вас утяжка тоньше, чем положено по технологии? - интересуется комсорг, цеха Александр Радаев.

- При внимательном отношении к делу утяжки не будет.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены