Пашок

М Чачко| опубликовано в номере №609, октябрь 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Академик сидел всё так же неподвижно, в усталой позе, только суровое лицо его постепенно светлело, точно он внутренне, про себя, улыбался от удовольствия.

- Ну, что ж, - произнёс академик, когда Пашка, глубоко вздохнув, замолк. - Пусть твой дядя Фёдор зайдёт, я его посмотрю.

- Разве его затащишь? - вырвалось у Пашки. - Сейчас самая горячая пора на стройке электростанции, а там, глядишь, другое какое-нибудь дело подоспеет. Да и вас беспокоить стесняется.

- А ты не постеснялся?

- Так я же не для себя.

- Это верно, - улыбнулся академик. Он встал, мельком взглянул на свои ручные часики, на небо и просто, деловито предложил: - Тогда пойдём к нему.

Пашка совсем не ожидал такого быстрого согласия и растерялся.

- А мы из Тайново, соседней деревни. Отсюда ребята в нашу школу пешком идут. А для вас можно лошадь в сельсовете попросить, я мигом сбегаю. Председатель не откажет...

- Не надо, - удержал его Степанов за руку. - Лучше мы с тобой пройдёмся, раз ты говоришь, что близко.

И они зашагали по лесной дороге: седой, уже немного сгорбленный, известный всей стране академик Антон Иннокентьевич Степанов и веснушчатый, востроглазый, лёгонький, как пушок, крестьянский мальчик Пашка Селезнёв. Как только скрылись из виду избы, потянулись косогоры, заросшие кустами волчьей ягоды и вереском. Неожиданно на дорогу выскочил большой русак. Прыжки его были плавны, ленивы. Увидев людей, он не испугался, не прибавил коду. Пашка сунул два пальца в рот и озорно, залихватски свистнул. Зайца точно обожгло. Он сделал громадный прыжок в сторону и припустился что есть мочи, раза три светлым пятном мелькнул в тёмном ольшанике и пропал вдали.

- Ух и здоровый, - робко сказал Пашка, сконфуженный своим свистом. - Отъелся.

- Хорош, - кивнул головой академик и засмеялся.

- А зимой к нам на огороды лось прибежал, - приободрившись, затараторил Пашка - Красивый, как на картинке. Хотели мы его приручить, а он обратно в лес ушёл. Лосей в нашем лесу много, их никто не трогает. Они, как в заповеднике, живут. Говорят, к нам из Беловежской пущи зубров привезут. Вот это да!...

Пашка разошёлся. Одна история следовала за другой, и запас их не иссякал. Ему хотелось ещё рассказать академику, как школьники помогали колхозникам строить плотину на реке, как искали ребята в лесу заросли особой породы осины, как любят ребята парторга дядю Фёдора... Но, искоса взглянув на академика, Пашка заметил, что спутник слушает его рассеянно. Мальчику показалось, что академик уже потерял интерес к его историям, к лесу, ко всему окружающему.

Должно быть, академик был плохим ходоком: раза два он споткнулся о корни, пересекавшие тропинку, попал ногой в лужицу, присыпанную листьями. И каждый раз при этом у Пашки сжималось сердце, будто он был виноват в том, что тропинка вилась по буграм, мимо пней. К тому же солнце зашло за тучку, в лесу сразу потемнело и повеяло глубокой осенью.

Спутники пошли по низине. Пашка с тревогой думал о том небольшом участке пути, который пересекается лесным ручейком. Настил там расползся, и, чтобы перебраться на другую сторону, надо было перескакивать с кочки на полусгнившие колоды. «Совсем рассердится», - подумал Пашка, боясь поднять глаза на молчаливо шагавшего академика. И вдруг он усомнился в целесообразности своих действий. Может быть, прав был дядя Фёдор и не надо было беспокоить старого человека в первый же день его приезда на отдых? И уж, во всяком случае, надо бы позаботиться о транспорте: можно было машину достать или лошадку. Как об этом он раньше не подумал?

Вот и ручеёк. Пашка решил поправить немного настил, чтобы было легче пройти по нему.

- Вы минуточку подождите, Антон Иннокентьевич, - сказал Пашка и метнулся вперёд. В два прыжка он добрался до ручейка, влез в воду и хотел было сдвинуть с места мокрый осиновый кругляк, когда его окрикнул Степанов:

- Ты что? Что хочешь сделать?

- Исправлю мостки. Вам легче будет пройти.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены