Парусники неба

Анатолий Коваль| опубликовано в номере №1130, июнь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Искусство безмоторного полета

Кто не катался на проворных санях с горы! Правда, приятное ощущение! Планер на своих крыльях тоже скользит с «горы» вниз по очень пологой траектории, а опора ему - воздух, на скорости около 100 километров в час такой же упругий и плотный, как вода. Но надо доставить планер на «гору». Раньше это делали с помощью гигантской «рогатки» - резинового амортизатора. Потом стали буксировать планеры за автомобилями, подобно змеям. Позже автомобиль с места не двигался. На нем смонтировали лебедку: на барабан-катушку быстро наматывался стальной трос примерно километровой длины. Он сообщал планеру, прицепленному за другой конец, необходимую для взлета скорость. Затем освоили буксировку безмоторных машин за самолетом. На одном из воздушных праздников двухмоторный бомбардировщик имел за своим хвостом веер из одиннадцати планеров. Эти способы запуска применяются и теперь.

Поднятый на высоту, планер вскоре должен оказаться на земле, но здесь вступает в свои права искусство парящего полета - способность планериста держаться в воздухе, и не просто держаться, а периодически набирать высоту и таким образом пролетать большие расстояния. Пилот безмоторной машины должен безошибочно находить восходящие потоки воздуха, иначе посадка неизбежна. Эти вертикальные струи рождаются у земли в результате неравномерного нагрева участков ее поверхности. Где-то «дует» восходящий ветер, по соседству воздух проваливается вниз. Вспомните кипящую воду. Вот так и атмосфера «бурлит», с той лишь разницей, что циркуляция в ней распространяется по вертикали на сотни и тысячи метров. Обычно, пролетая вихри, самолет поочередно испытывает броски вверх и вниз, иногда на десятки метров. Броскам подвержены и современные тяжелые машины, что свидетельствует о немалой энергии воздушных потоков.

Планерист с помощью опыта и чутких приборов отыскивает восходящие потоки и избегает нисходящих. Невидимый воздушный «лифт», словно пушинку, возносит безмоторную машину весом около полутонны на многокилометровую высоту.

Нередко вершину восходящего потока венчают «шапки» - кучевые облака. В облаках скорость вертикального подъема значительно возрастает и может достигать 20 - 40 метров в секунду! Переходя от одного потока к другому, планерист теряет высоту, чтобы потом, кружась спиралью, в очередном «лифте» снова восстановить ее и продолжить полет. Умение предвидеть место действия и силу потоков, способность наилучшим образом использовать их составляют основу тактики парителя. Парение без мотора намного сложней пилотирования самолета. Естественный вопрос: почему!

Пилот самолета может заранее довольно точно рассчитать свой полет, а потом лишь выдерживает заданный режим. В распоряжении планериста - только «птичье» чутье, а весь полет от взлета до посадки, - творчество, импровизация. Тот, кто управляет безмоторной машиной, должен совмещать обязанности пилота, штурмана, радиста, метеоролога (не случайно многие лучшие планеристы мира - профессиональные метеорологи). Паритель всегда решает задачи со многими неизвестными и, подобно яхтсмену, выходит один на один с грозной, всесокрушающей стихией. Это не просто, но и столь же увлекательно, азартно, наконец!

Планеристы далеко не всегда садятся на благоустроенные аэродромы. Перед выбором места приземления пилот должен с высоты определить размеры поля, состояние фунта, высоту и характер растительности, уклон площадки, направление и силу ветра, препятствия (например, провода) перед площадкой.

В считанные мгновения сложная программа из многих, часто противоречивых требований «прокручивается» в сознании планериста: нужно принять единственно правильное решение. Спортсмен не располагает мотором и исправить грубую ошибку уже не сможет. Но аварии на планерах чрезвычайно редки.

Большие крылья

На заре безмоторных полетов спортсмены умели использовать только энергию поднимающегося вдоль склона ветра. Продолжительность беспосадочного парения определялась временем, в течение которого дул ветер, и выносливостью пилота. Но ветер иногда ослабевал, и тогда планеристу приходилось буквально «ползать» у обрывистого склона, едва не цепляя за него крылом. Трудности умножались в ночном полете.

В 1932 году Сергей Анохин в таких условиях парил на учебном планере без посадки 32 часа. Тремя годами позже И. Сухомлин на одноместном и В. Лисицин с пассажиром на двухместном планере продержались в воздухе соответственно 38 часов 10 минут и 38 часов 40 минут.

С неменьшим успехом планеристы умели «кувыркаться» в воздухе. В 1930 году В. Степанчеиок впервые в мире выписал на планере «Красная звезда» конструкции С. П. Королева «петлю Нестерова», потом он за два часа навертел 115 таких петель и вскоре увеличил их число в одном полете до 189. Его товарищ Н. Симонов выполнил почти подряд 314 фигур высшего пилотажа.

Около двух десятилетий планеристы были в плену горных потоков обтекания. Новую страницу в парящих полетах открыли восходящие потоки, обнаруженные над равнинами. С их природой мы уже познакомились.

Имена советских рекордсменов стали произносить на многих языках мира. Только за один месяц 1937 года Виктор Расторгуев трижды обновлял рекорд мира, пролетев 539, 602 и 625 километров. Токарь из Тулы, девятнадцатилетняя Оля Клепикова, в июне 1939 года на планере конструкции О. К. Антонова пролетела 750 километров. Лишь через 12 лет ее достижения улучшили мужчины, а женщины не превзошли до сих пор.

В грозные годы войны тысячи планеристов пересели в кабины боевых самолетов, участвовали в беспримерных по храбрости десантных операциях в тылу врага. Большие грузопассажирские планеры конструкции П. В. Цыбина, О. К. Антонова, буксируемые бомбардировщиками, бесшумно доставляли ночами к партизанам боеприпасы, снаряжение, орудия.

После войны над многими городами и поселками вновь закружили свой журавлиный хоровод спортивные планеры, а наши мастера безмоторного полета не раз обновляли рекорды мира в скорости и дальности.

В 1967 году группа московских планеристов в свободном полете достигла берегов Азовского моря. Юрий Кузнецов с пассажиром на борту на двухместном планере пролетел по прямой 922 километра, установив мировой рекорд. В тот же день Изабелле Гороховой и Татьяне Павловой на таких же планерах с пассажирами покорилось расстояние в 865 километров. Горохова превысила не только женский, но и мужской мировой рекорд полета в намеченную цель.

Годом позже пятерка орловских спортсменов, среди которых был и автор, стартовала с целью установления рекордных достижений скорости на 516-километровом замкнутом треугольном маршруте. Все участники перелета установили рекорды страны, каждый в своем классе. Инструктор Центрального планерного клуба Тамара Загайнова стала обладательницей женского мирового рекорда. Обратите внимание: каждый из спортсменов не просто пролетел без мотора более 500 километров, а стремился сделать это возможно быстрее.

Есть ли предел роста достижений в планеризме! Его никто не решится назвать. Еще несколько лет назад 1000-километровый рубеж дальности был пределом мечтаний планеристов. Но уже сегодня рекорд мира, установленный пилотом из ФРГ Г. Гроссе, равен 1461 километру. На другом континенте американец П. Байкл поднялся выше 14 тысяч метров. Стратосфера! Фантастика! Но и это не предел. В горных условиях при наличии так называемых волновых потоков возможно подняться на высоту, примерно в 10 - 12 раз превышающую высоту хребта. На земле гор в 4 000 метров и выше предостаточно. Помножьте 4 000 на 10 и получите 40-километровую высоту. Для ее покорения нужен лишь стратосферный планер.

На замкнутых треугольных дистанциях, где не возьмешь в помощники попутный ветер, планеристы летают со средней скоростью 130 - 160 километров в час. Когда-то Валерий Павлович Чкалов мечтал махнуть на самолете вокруг «шарика», а сегодня возможность межконтинентальных полетов вполне реальна на... планере. Струйные атмосферные течения способны не только удерживать планер на стратосферных высотах, но и переносить его в пространстве со скоростью около 200 - 500 километров в час на глобальные расстояния.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены