Партизанская гимназия

Филипп Наседкин| опубликовано в номере №476, март 1947
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тихая улица на горе. Здесь не видно машин, мало пешеходов. Сюда трудно забраться, если не пользоваться фуникулёром. На правой стороне улицы неуклюже громоздится высокая облупленная церковь. Звонит колокол, разливая по городу гулкий благовест. Опешит к вечерне стриженый монах в длинной сутане. Рядом с церковью - воинская казарма. В паузах между ударами колокола слышится дружная солдатская песня.

На левой стороне улицы возвышается большое двухэтажное здание. Мы направляемся к нему. Над парадным входом читаем:

PARTIZANSKI DACKI DOM.

Это интернат партизанской гимназии. А партизанскими гимназиями в Югославии называются специальные училища, в которых учится молодёжь, сражавшаяся в рядах Народно - революционной армии.

Длинный коридор. За дверями комнат слышится шум приглушенных голосов. Навстречу нам спешит управительница - Фэкэжа Зденька. Она заметно обеспокоена, много и торопливо извиняется:

- Не ждали... Совсем не ждали... Хоть бы за полчаса предупредили! Мы бы прибрались, приготовились.

Она поднимает с пола обрывок газеты и укоризненно качает головой.

Фэкэжа - тоже партизанка. Я вижу это по партизанскому значку на левом борту её пиджака. В гимназии она со дня её возникновения. Интернат стал её вторым домом, а его шумливые обитатели - родным семейством.

- Идея создания партизанских интернатов, - рассказывает Фэкэжа, - принадлежит Антифашистскому союзу молодёжи. Ещё в партизанских отрядах в тяжёлые дни освободительной войны мы организовали дома сирот - детей погибших бойцов. Там мы начинали народное воспитание нашей молодёжи. Особенно широкое распространенно эти дома получили во время шестой офензивы немцев.

Воспитанники, проходя по коридору, почтительно кланяются управительнице.

- Ты что такой грустный, Буль? - спрашивает она задумчивого юношу, который стоит у окна, положив руки на подоконник; Фэкэжа прикладывает ладонь к его лбу. - У тебя жар, Буль, - с беспокойством говорит она и, подозвав воспитательницу, просит её немедленно отвести юношу к врачу. - Если температура, положить в изолятор. Уговорам не поддаваться!...

По широкой лестнице мы поднимаемся на второй этаж. Сверху, перескакивая через три ступеньки, мчатся двое воспитанников. Увидев управительницу, они делаются серьёзными и чинно проходят мимо.

- Радо, зашнуруй ботинок, - говорит Фэкэжа. - А ты, Милиан, опять руки чернилами испачкал?

У неё острый глаз, и она, как хорошая хозяйка хорошего дома, всё замечает, на всё обращает внимание.

- Наша гимназия организована в октябре сорок пятого года. Мы назвали её «Титова гимназия». Теперь у нас учится девятьсот человек, - рассказывает Фэкэжа Зденька. - В интернате живут триста двадцать воспитанников. Это вместе с девушками. А девушек у нас девяносто восемь. Они живут тоже в этом доме, но у них всё отдельно - и общежитие, и классы, и даже вход свой, с переулка.

- И все они принимали участие в борьбе?

- Да, все. Многие были ранены, награждены... А драться учились у ваших партизан.

Фэкэжа приглашает нас в кабинет, усаживает в плетёные кресла, сама садится за стол, открывает книгу. Она рассказывает, что среди воспитанников большинство сербов и хорватов, но есть представители и других национальностей Югославии. В большинство своём это подростки. Дети рабочих, крестьян и кустарей. Здесь, как в зеркале, отражён характер народно - освободительного движения в Югославии.

- Интернат обеспечивает воспитанников всем - и питанием, и обувью, и постельным бельём, и учебными принадлежностями. Конечно, государству это нелегко. На помощь приходят трудящиеся. Над нами шефствуют АФЖ и Красный крест; АФЖ - над девушками, Красный крест - над юношами.

Мы заходим в столовую. Это - большое светлое помещение. Длинными рядами расставлены столы. Нас встречает шеф кухни хорватка Милка Орнек. Ей шестьдесят семь лет. Она член общества Красного креста и работает добровольно, без всякого вознаграждения. Белая, как лунь, но ещё бодрая и энергичная, она сознаётся, что была бы счастлива, если бы смогла заменить ребятам родных матерей, которых многие из них потеряли.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Слово старого борца

Молодым советским спортсменам