Пароль прогресса — ЭВМ

Александр Фин| опубликовано в номере №1397, август 1985
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однажды Хромов стал свидетелем события небывалого: на перемене две девушки азартно спорили между собой

И не из-за фасона платья, не из-за любимых актеров — из-за схемы ЭВМ на плакате! Вот тогда-то Хромов и понял, что случайность, приведшая его в московское ГПТУ-171, оказалась счастливой.

Когда Анатолий — программист, возглавлявший группу разработчиков в ВЦ Академии наук СССР, пришел в училище, поначалу боялся, что не справится. Опыт преподавания у него был — в институте читал лекции; но волновало то, что народ в ПТУ несерьезный. Уже не дети, но еще и не взрослые.

Опасения оправдались. Учащихся почти сразу удалось разделить на три группы. Первые пришли в училище сами, рассчитывая приобрести интересную специальность. Другие — завалив экзамены в институт и не желая терять год. Третьих привели «за ручку» родители: профессия оператора престижна, да и не пыльная, работают в белых халатах.

Опыт преподавания в институте, как убеждался Хромов с каждым днем, оказывался малополезным. Отчасти из-за того, что до выпуска группы было всего десять месяцев. Тогда-то и стал он разрабатывать свою методику.

Сам радиолюбитель. Хромов организовал радиокружок. Радиоприемник, усилитель, цветомузыка — все приборы собраны из тех же деталей, что и ЭВМ или перфоратор. И, узнавая принцип работы, к примеру, простенького осциллографа, легче понять, как работает дисплей, с помощью которого оператор ведет диалог с машиной.

Педагогический прием сработал лишь отчасти: в радиокружок записались только те, кто сознательно выбрал профессию оператора. А удача пришла оттуда. откуда Хромов ее не ждал. Хоть и разные ребята были в группе, в одном они сошлись единодушно: хотели организовывать дискотеки, ходить в театры, на экскурсии... И свободных вечеров у Хромова стало совсем мало. Зато группа превратилась в настоящий коллектив.

И хотя предприятия, где работают выпускники училища, довольны пополнением, кажется иногда преподавателю, что мог бы больше дать ребятам. И тогда Хромов идет в библиотеку и готовится к следующему учебному году. Ищет новые возможности для преподавания. В прошлом году, например, с помощью директора ПТУ Василия Васильевича Филяева «выбил» на всю будущую группу микрокалькуляторы. Дело вроде бы несложное, но важность его переоценить трудно. Микрокалькулятор — игрушка интересная. Обучаясь работать на нем, ребята легче понимают принципы работы ЭВМ. Ведь как ни отличаются друг от друга плоский карманный вычислитель и «шкаф» компьютера, устроены они почти одинаково. Поэтому учащиеся быстрее осваиваются с устройством ЭВМ, которые дважды в неделю видят на вычислительных центрах, начиная с первых дней обучения, и на которых работают во время практики.

В классе спецтехнологии училища нет привычной школьной тишины. Переговариваются учащиеся, стрекочут у стены перфораторы. Над ними плакаты, изображающие схемы ЭВМ. Подписи к узлам на плакатах: «процессор», «контролер», «оперативная память». Оператор должен знать их все.

Из программы ГПТУ. Оператор должен знать: устройство пульта ЭВМ, основы вычислительной техники, рабочие инструкции, виды носителей данных, виды и причины отказов и меры их предупреждения и устранения...

Это далеко не полный список обязанностей операторов. Обучение в ПТУ — 10 месяцев. Как изучить за столь краткий срок тысячи деталей, составляющих машину? Возможно ли это?

— Конечно, нет, — отвечает Хромов. — Да и не нужно. Дело ведь не в транзисторах. Важно изучить основу, принцип работы на ЭВМ.

Тем временем перфораторы прерывают работу. Сидевшие за ними девушки встают и протягивают Хромову изготовленные ими перфокарты. Ожидаю увидеть на картоне непонятные сочетания отверстий и вдруг вижу слова на русском языке: «Таня». «Света». Что» стоит за этой работой, похожей на шутку? Оказывается, тест на профессионализм.

Перфоратор — устройство сложное. Электроника механика, непростой алгоритм работы. Все это нужно хорошо знать, чтобы напечатать на перфокарте всего несколько букв собственного имени. Плюс к этому — пространственное воображение. Дело в том, что при проходе перфокарты сквозь прибор в каждом столбце он может пробить лишь одно отверстие. Чтобы провести вертикальную черту, перфокарту нужно запускать в приемное окно несколько раз. А с наклонной линией отверстий еще сложнее — нужны пространственное воображение, точная координация движений.

Из программы ГПТУ. Оператор должен уметь: вести процесс обработки информации по рабочим инструкциям, вводить информацию, передавать информацию по линиям связи, подготавливать носители данных, обеспечивать перенос информации с одного типа носителей на другие, знать рациональные приемы работы...

Как выглядит компьютерный взрыв не на бумаге, а в жизни, я увидел на ЗИЛе. В автостроительном корпусе конвейером, на котором собирают грузовые автомобили, управляет АСУ. АСУ следит за потребностями конвейера, скрупулезно подсчитывает. сколько нужно кабин, двигателей, подвесок и прочих деталей, чтобы конвейер работал без перебоев. Как любая подобная система, АСУ ЗИЛа оснащена терминалами — устройствами ввода и вывода информации. Терминал — небольшой экран телевизора с пультом клавиатуры, с его помощью оператор «разговаривает» с машиной.

За пультом терминала — учащаяся ГПТУ-171 Светлана Кондратьева.

— Светлана, — спрашиваю я. — машина время от времени задает вопросы. Вы всегда понимаете, что ей от вас нужно? И не мешает ли то, что в училище вы изучали машину «Наири», а на заводе работают другие компьютеры?

— Сейчас у нас с машиной полное взаимопонимание, — отвечает Светлана, — А новые модели электронных машин появляются в среднем каждые семь лет. У всех разное быстродействие, разный объем памяти. Но устройством и принципом работы они мало отличаются. Когда знаешь основу, то все не так уж сложно.

Электронную машину не сравнить, пожалуй, ни с одним другим прибором, созданным человеческим разумом. И дело не столько в сложности ЭВМ, сколько в разнице логики человеческой и логики машинной. В каком-то смысле машина безжалостна к человеку. Она не прощает ни единой ошибки, ни малейшего просчета. И если учесть, что из двух партнеров по работе — человека и машины — ошибаться может только один, становится ясна ответственность, которую берет на себя человек, вступая во взаимоотношения с ЭВМ. Отсюда и явление, хорошо знакомое психологам, — чем выше уровень ответственности, тем больше страх ошибки и вероятность ее.

Разговор, конечно, не о том, что операторы или программисты часто ошибаются, а о психологической нагрузке, сопровождающей их работу. В этом смысле Ольге Загонновой и Людмиле Якуниной, учащимся ГПТУ. повезло: во время практики они работают на персональных компьютерах.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Сын эфира

Исторический рассказ

Обида

Надо обсудить

Верить в свой прыжок

Твой собеседник — чемпион