Памятник в Эйслебене

М Величко| опубликовано в номере №646, апрель 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Платформу с монументом отправил» на металлургические заводы Бреслау, в один из крупнейших промышленных центров Силезии, куда нацисты вывозили из оккупированных стран не только сырье, но и рабочую силу. Все было рассчитано в «третьей империи»: немцы «завоевывали пространства», представители «низших рас» - подневольные рабы, согнанные на немецкую каторгу из Польши, Франции, Чехословакии, Бельгии, Советского Союза и других стран, - должны были нести на своих плечах всю тяжесть труда в военной промышленности. Заводы Силезии ежесуточно пожирали эшелоны металлического лома и ежесуточно выпускали эшелоны металла для снарядов и танков, пушек и кораблей, мин и подводных лодок. Все, казалось, было точно рассчитано в «третьей империи»... Но рабы - мастера осмотрели доставленную в Бреслау глыбу и заявили;

- Эта бронза выведет из строя печи...

Переплавить монумент оказалось невозможным я на силезских заводах. Платформу отправили дальше.

Целый год бронзовый монумент, точно призрак, путешествовал по фашистской Германии, и нигде не находилось ни такой печи, ни такого огня, что могли бы уничтожить образ, в котором воплотилось само бессмертие.

В нюне 1942 года в адрес «Монтан - Верке» - общества по переплавке цветных металлов - поступили накладные на металлолом, следующий из Вены. Диспетчер общества направил этот груз вглубь Германии, в Саксонию, на медеплавильные заводы Мансфельдского горнопромышленного района.

Эшелон, груженный колоколами и люстрами соборов, решетками дворцовых парков, продырявленными котлами походных кухонь и разной медной мелочью, прибыл из Вены в Гетштедг, на медеплавильный завод «Мессинг - Верке».

Разгружая награбленное, рабочие на одной из платформ обнаружили бронзовую фигуру и отпрянули: нет, это невозможно было отправлять в печь!

Из Гетштедта монумент повезли в Эйслебен, на завод «Кругхютте», один из крупнейших медеплавильных комбинатов Мансфельдского горнопромышленного района.

Непорные рабы

Медные рудники и угольные шахты Эйслебенского бассейна существуют более четырехсот лет. Это родина многих поколений немецких горняков и металлургов. Их потом и кровью пропитана вся земля вокруг Эйслебена.

Веками рабочие бассейна восставали против зверской эксплуатации. В двадцатых годах текущего столетия горняцкий район стал центром революционного движения. Стоит перелистать страницы истории, и перед нами откроется славное прошлое Эйслебена.

1920 год. Эйслебен выступил против реакционного Капповского путча. Тысячи рабочих вооружились и атаковали бронепоезд, посланный для усмирения города. Командование бронепоезда, которому отрезали пути отхода, вынуждено было вступить в переговоры с бунтарями. Палачи просили позволения мирно покинуть город Рабочие поверили и жестоко поплатились за свой либерализм: уходя, бронепоезд открыл ураганный огонь по толпе.

1921 год. В день пятидесятилетия Парижской Коммуны вспыхнула знаменитая Мансфельдская забастовка. Горняки требовали очистить шахты и заводы от полиции, шпионов и провокаторов, которыми буржуазия наводнила промышленные районы Средней Германии.

Рабочие, возмущенные тем, что обер – президент Саксонии социал - демократ Герзинг послал против них карательные отряды, стали вооружаться. 21 марта в Мансфельдский район прибыл известный германский революционер Макс Гельц и организовал партизанские отряды. Более двух тысяч партизан осаждало Эйслебен, где засели отряды Герзинга. Бои продолжались несколько дней, но силы были неравные, партизанам пришлось отступить. Многие пали на полях между Эйслебеном и Галле.

Кровавая расправа не сломила революционный дух. Шахтеры и металлурги Мансфельда много лет, точно бельмо на глазу, мешали всем германским правительствам. Имя - Ленина произносилось здесь как символ свободы.

И вдруг в 1933 году все заглохло: власть захватили фашисты. Революционное движение было обезглавлено, лучшие люди казнены или упрятаны в каторжные тюрьмы и концентрационные лагери. На площади Эйслебена запылал огромный костер из книг. Дым этого костра поднялся к солнцу и, казалось, затмил небо Германии.

В доме № 20 на Галлештрассе обосновалось гестапо - заведение слежки, доносов и пыток. Провокаторы и агенты опутали страшной паутиной весь Эйслебен. Нити ее тянулись от Галлештрассе во все дома, на шахты и рудники, в цеха «Кругхютте». Наступил мрак фашистской ночи. О прошлом не разрешалось думать. На шкале радиоприемников было стерто слово «Москва». Из университетов удалены передовые ученые... Фашисты годами вдалбливали немцам мысль о превосходстве их расы, о покорении мира, отравляли немецкий народ ядом нацистской пропаганды.

В это мрачное время Германия словно онемела и ослепла. Все было оглушено барабанным боем походов против Чехословакии, Польши, Франции...

Растоптав Европу, гитлеровские полчища вероломно напали на Советский Союз. Вскоре после вторжения «завоеватели» доставили в Эйслебен целый эшелон мужчин и женщин, юношей и девушек, захваченных в городах и селах Белоруссии и Украины. Фашисты щедро отдавали советских людей помещикам, гнали на каторгу в шахты и рудники. Огромную толпу «восточных рабов» пригнали и на «Кругхютте».

Здесь, в цехах и у медеплавильных печей, подобно тому, как и на фронте, столкнулись два мира. «Восточные рабы» оказались людьми невиданного и непонятного, гордого племени. Они даже в неволе держались гордо. Ни полуголодное существование в зловонных бараках, ни каторжный труд на «Кругхютте» не сокрушили их любовь к своей Родине. Их избивали, расстреливали, казнили, но никакие угрозы не могли погасить в их душе вольнолюбие, сломить стальной характер, поставить советских людей на колени.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены