Память, устремленная в будущее

Владимир Коркин| опубликовано в номере №1328, сентябрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Горький продолжается. Горький с нами.

Грозы революции и раскаты гигантских сражений Великой Отечественной войны, муки социальных преобразований и горькие плоды первых побед – все. что прошумело над головой человека в XX веке, все, что он сумел и достиг, утверждая социализм, – все это нашло свое реалистическое. доподлинно художественное воплощение в творениях Михаила Шолохова.

Если взять всю литературу как единый мировой сказ о человеке, то представление о современной художественной культуре уже не может быть полноценным без творчества Шолохова. При его жизни, при нем, что случается чрезвычайно редко.

Дело в том, на мой взгляд, что в этом многоустном, многоязыком, давно зародившемся и нескончаемом сказе о человеке есть вехи, наиболее точно очерчивающие коренные проблемы и главную судьбу времени – человек и его эпоха, народы и эпоха. – это слово художников века. Шолохов принадлежит именно к этой породе художников.

– Нет нужды доказывать, что современная литература социалистического реализма не могла бы развиваться, не опирайся она на прогрессивные традиции мировой и в первую очередь русской классики XX века с ее мощно разработанным психологизмом, глубочайшим нравственно-философским анализом человеческой души, высотой гуманистических идеалов, эстетикой реализма.

– Но именно: развиваться!

Я говорю о реализме толстовского толка, реализме, способном слить воедино, в художественном образе изображаемого мира человека, общество, историю, будущее. Такой реализм – великая река человеческого познания и поэзии, которая несет нас в космический океан, в поражающее воображение «незнаемое», в глубины человеческой души – бесконечной, как бесконечна вселенная.

В настоящей, подлинно реалистической литературе – будь то условно называемая «деревенская проза» Астафьева. Белова. Носова, Распутина, «военная» – Бондарева. Быкова. Богомолова, «интеллектуальная» – Катаева, Трифонова – стоит одна из важнейших нравственно-философских проблем – человек перед лицом мира... Герои этой прозы – люди страстного нравственного поиска, душевной красоты, постоянства. мужества, устремленности в завтрашний день.

И таких людей будущего писателям сегодня нет необходимости придумывать: они приходят из жизни.

Изображение страсти – непременное содержание и смысл искусства, считает писатель.

Помнится, как озадачило и даже шокировало некоторых из критиков такое выражение чувства Алтынай, героини «Первого учителя»: «Встаньте, несчастные, из могил, встаньте, призраки поруганных, лишенных человеческого достоинства женщин! Встаньте, мученицы, пусть содрогнется мрак тех времен! Это говорю я, последняя из вас, перешагнувшая эту судьбу!»

Действительно, накал чувства Алтынай, на рационально-прагматический взгляд, может показаться неправдоподобным, чрезмерным. Кто в силах вынести его, слившего в себе воедино испепеляющую ненависть, сострадание, проклятие и клятву?

– Его нельзя представить и понять вне Истории, вне Революции. Алтынай – сон и явь революции в киргизской степи.

Если понимать так, как в то же время писал другой критик, все становится объяснимо.

– А как же можно понимать иначе? – говорит Айтматов. – Искусство – это прежде всего революция души. Чувство освобождения, которое испытывает человек, – самое великое и прекрасное чувство, ибо оно рождено в результате борьбы всего человечества за высшие идеалы. В этом его историчность. Ее можно, стало быть, выразить в слове, которое вбирает в себя судьбы мира. И. конечно, говорить о слове – значит говорить о том. что удержала в себе память человечества, память искусства.

– В таком случае «память» неизбежно будет обозначать и «совесть»?

– Вне всякого сомнения. Па мять – это значит и мужество остаться наедине с собственной со вестью, не заглушая ее голоса, не пытаясь уйти от ответа на ее настойчивые и нередко беспощадные вопросы- Человек, у которого нет или который добровольно отказался (послед него я стремился показать в образе Сабитжана в романе «И дольше века длится день») от памяти, от истории. от, в конечном счете, духовной биографии, запечатленной в образах великого искусства – древних мифовм, легенд, классики, – обречен на духовную нищету; он не готов к восприятию сложнейшей современной жизни.

Сегодняшний реализм, по мнению писателя, как раз одухотворен стремлением вернуть человеку историю, цельность мироощущения, развернуть перед ним необозримые духовные горизонты.

– Могли бы вы, Чингиз Торекулович, сформулировать свой нравственный принцип, определивший вашу жизненную и творческую биографию?

– Может быть, он заключается в том, что я инстинктивно избегал праздных и беззаботных людей, к тому же говорящих громко, широковещательно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Гугули

Рассказ