Ответственность хозяина

Юрий Кортнев| опубликовано в номере №1143, январь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Скорее всего, главным качественным итогом минувшего года является дальнейший рост активности исполнителей всех намеченных пятилеткой дел. Наш успех предусмотрен и осмыслен. Во многом он стимулирован развитием соцсоревнования за выполнение личных планов повышения производительности труда каждым рабочим. Итак, мозг. исполнителя подключен к регулированию общих трудовых процессов и отношений. Он становится фактором производства. От него зависит экономическая и социальная эффективность общества, в котором исполнитель живет и где, полностью раскрывая свои творческие возможности, он может не на словах, а на деле считать себя государственным человеком.

Понятно, важен во избежание взаимных разочарований правильный учет результатов трудовой деятельности. Точный показатель не просто цифра, а мера ума и совести. Он же и стимул всех этих дел, – он создает настроение.

– Интересно, не как идут дела, а как они ведутся, – заметил мне однажды бывалый промадминистратор.

– В смысле отчетности?

– Глубже: в части делового настроения каждого на каждом рабочем месте, в части честности и масштабности исполнителя. В том, чувствует ли себя рабочий – ив какой мере чувствует – -хозяином. А то иной может работать «вполпаровоза» – и ничем его не проймешь, потому что он пыхтит по КЗоТу. Был у нас еще до войны такой всем известный курьезный паровоз. Один сменщик его совсем не чистил, а второй – только свою

половину. Ездить, конечно, можно, а уважение к себе-то где?

Все же тот машинист скоро перестроился, поскольку за него взялось общественное мнение, а руководство закрепило новый настрой, доверив крайне ответственный рейс в те славные времена зарождения стахановского (кривоносовского на транспорте) движения. Понимали, словом, что ответственность – не только испытание, но и воспитание, а профессиональная честь сильнее «профессиональных привычек».

Однако не зря, видно, сказали, что легче было расщепить атом, чем искоренить предрассудки в сознании людей. Тут без постоянной работы, думается, не обойтись, ибо не все одинаково понимают свое право на профессиональную гордость или его масштабность.

...Экскаватор крушил старый дом и грузил обломки в самосвал – работа в принципе даже символичная: снос всего старого, обветшалого для возведения на этом месте нового и светлого здания.

Итак, экскаватор ломал халупу и грузил обломки. Всякая труха, ломаные доски и битые кирпичи ковшом подцеплялись прекрасно, и скоро самосвал был уже почти полон. Но тут под ковш подвернулось бревно – сухая, полуистлевшая гнилушка метров пяти-шести. Она не давалась. Ковш подступался к ней справа, слева, падал сверху, подкапывался под нее – гнилушка упрямо вываливалась из ковша.

Тогда ковш начал долбить ее, пытаясь раздробить, – гнилушка отскакивала.

Работа шла, наверное, минут уже двадцать. Шофер самосвала наблюдал, сидя с папироской на подножке. Поодаль пенсионеры стояли кружком. Экскаватор ревел и мотался, как бешеный.

Наконец какой-то прохожий, еле увернувшись от ковша, обругал механизатора за лихие развороты, поднял гнилушку и спокойно забросил ее в кузов. Экскаваторщик выпрыгнул из кабины, с него рекой лил пот.

– Сам-то не догадался так сделать? – спросили его.

– Мне руками грузить не положено, – последовало в ответ.

– Так это не руками, а головой.

– Мне для исполнения работ машина придана. Тут явная путаница, все наоборот, потому что это не исполнитель, а лишь придаток к машине, добавочная деталь, составной узел из мяса и костей, пусть способный даже нервничать и проливать пот. Вместо того, чтобы проявить свое основное качество – исполнительность, которая в данном случае заключалась в том, чтобы вылезти из кабины и одолеть гнилушку руками.

– Работа дураков любит, – было сказано механизатором в заключение.

Видимо, тоже нет: вон сколько выжала из него пота и нервы измотала так, что потом пришлось для успокоения полчаса курить.

«Расстроился человек», – сожалели зрители.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены