Откуда аз есьм

Александр Кухно| опубликовано в номере №1235, ноябрь 1978
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Бабушка, ты слушаешь сводку?

– Слушаю, Шуринька, слушаю.

Она без радио жить не могла.

Я записывал на тетрадный листок названия освобожденных городов и сел, отыскивал их на большой карте «Европейской части СССР», переставлял флажки.

Приходила бабушка, сбрасывала чувяки, влезала в чулках на мою кровать и рассматривала новую линию фронта.

Если сводка была особенно радостной или тревожной, бабушке не терпелось поделиться с кем-нибудь из взрослых.

2

У отца была двухрядка. Русская. Когда он веером разворачивал ее на колене, она издавала одни звуки, а когда сжимал – совсем другие. На русской гармошке играть не просто: надо все время сжимать и разжимать ее. Я, кажется, этому так и не научился.

Горит керосиновая лампа-семилинейка, гудит печь-голландка. Мы с мамой Олей, моей мачехой, делаем пельмени.

Отец наколол дров, натаскал угля, воды, затопил печь. В предвкушении сладкого отдыха он ставит посредине комнаты табурет, вскидывает гармошку и начинает громко, на весь наш восьмиквартирный коммунальный дом:

Вечер был, сверкали звезды,

на дворе мороз трещал.

Шел по улице малютка,

посинел и весь дрожал.

Посиневшего малютку вовсе не жаль. Дурачась, мы стараемся с отцом перекричать друг друга. Потом он играет «Коробочку», «Иркутяночку», «Подгорную» – разминает пальцы. Потом переходит на протяжные старинные украинские песни. В одной из них парень вызывает возлюбленную: «Выйди, дивчина, выйди, кохана, поговорим двох с тобою». А дивчина ему отвечает:

Ой рада б я выходыты,

с тобой, сэрдце, говориты –

лежишь нэлюб на правой ручке,

так боюся разбудыты.

Слова «нэлюб» в русском языке нет. Это что-то очень грустное. Должно быть, нэлюб – мерзавец. Зачем дивчина держит его на ручке – непонятно. Ушла бы к возлюбленному – и делу конец.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Время против времени

Фантастический роман