Открывать золотые россыпи

Валерий Дементьев| опубликовано в номере №764, март 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Километрах в четырехстах к востоку от Ленинграда раскинулся город Череповец. Десять лет назад там началось строительство промышленного гиганта - металлургического завода. Сейчас это предприятие уже дает стране чугун, сталь, прокат. С появлением завода изменился и внешний вид города: выросли новые кварталы многоэтажных домов, открылись кинотеатры, книжные магазины, клубы. Изменился и самый ритм жизни череповчан, стал он более ускоренным и, если можно так сказать, более современным. Из разных городов и районов страны прибыли сюда молодые специалисты, рабочие, техники. Сейчас это большой, многотысячный коллектив. Велико стремление у молодежи к учебе, к знаниям, к книге. Из 1 600 комсомольцев завода 330 человек учатся заочно в институтах и техникумах. 342 человека готовятся поступить в институты и будут совмещать учебу с работой у мартеновских печей, на обжимном стане, на ТЭЦ, в коксохимическом и агломерационном цехах. Вот почему я не удивился, когда на встрече с рабкоровским активом местной газеты «Коммунист» мне были заданы самые обстоятельные вопросы, касающиеся развития современной советской литературы: о новых произведениях, даже тех, которые еще только начали печататься в журналах, о творческих планах писателей. Широта знания современной литературы - вот что меня порадовало на этой встрече. Мои собеседники называли имена прозаиков и поэтов, которые за последние годы выпустили талантливые кни»и, но отнюдь не были избалованы вниманием критики. К примеру, череповчане живо интересовались книгой сибирского писателя Франца Таурина «На Лене - реке» - писателя, несколько лет проработавшего на строительстве Братской ГЭС и в «натуре» изучившего характеры героев своих книг и очерков. Большинство моих слушателей было самого что ни на есть комсомольского возраста - двадцать - двадцать два года. Как зрелые читатели, понимающие и любящие художественную литературу, они сформировались за последние четыре - пять лет, то есть в период между двумя съездами писателей СССР - вторым и третьим, который начнет свою работу этой весной.

За годы, прошедшие со времени Второго съезда, выросла не только вся наша многонациональная литература, но, что не менее важно, вырос наш читатель, стал более требовательным, более разборчивым и, не побоюсь сказать, более квалифицированным. Вот почему свою статью мне захотелось начать с разговора о тех, кому предназначены и кому посвящены произведения прозы, поэзии, драматургии, - о наших читателях, читателях нового поколения, людях, активно включившихся в коммунистическое строительство. Это самый благодарный и самый взыскательный читатель.

В период между двумя писательскими съездами немало было создано произведений, которые нашли путь к сердцу молодежи. Трудно перечислить сотни и сотни книг, занявших место не только на библиотечных полках, но и в тумбочках общежитий, на этажерках в колхозных избах, а то и просто в рюкзаке геолога или чемодане строителя, уезжающего в Казахстан, Сибирь, на Крайний Север. Многочисленным отрядом советских литераторов воссоздавалась в эти годы история рождения Советского государства и социалистического общества, которое ныне под руководством ленинского Центрального Комитета КПСС вступило в период развернутого строительства коммунизма.

Судьбам людей, с оружием в руках вставших на защиту революционных преобразований, посвящены роман «Утро Советов» Юрия Либединского, талантливая книга украинского писателя Мйхайло Стельмаха «Кровь людская - не водица», эпическое повествование «Заре навстречу» Вадима Кожевникова, роман «Сотворение мира» Виталия Закруткина, повесть «Лицом к лицу» писателя Александра Лебеденко.

Годы становления Советской власти, годы нэпа и первых пятилеток нашли отражение в повестях Павла Нилина «Жестокость» и «Испытательный срок», в поэтических сборниках Владимира Луговского «Солнцеворот» и «Синяя весна». Сложное переплетение человеческих судеб отобразил прозаик Николай Шундик в романе «Родник у березы». Писатель воспроизводит драматические коллизии, возникшие в предвоенные годы, и ведет рассказ о судьбах своих героев - сельских учителей, агрономов, колхозников - вплоть до наших дней.

О Великой Отечественной войне, о героизме советского народа написали свои произведения Сергей Борзенко, Ирина Левченко, Сергей Сергеевич Смирнов, Анатолий Калинин, Александр Андреев, Юрий Бондарев. И среди всех этих книг особенно видное место занимают небольшой рассказ «Судьба человека» и новые главы из романа «Они сражались за Родину» Михаила Шолохова. Сколько людей задумалось над испытаниями и муками Андрея Соколова, так же как и автор рассказа, вновь повторяя про себя, что советский человек «сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина»!

Да, воистину бескрайна нива народной жизни, на которой художники призваны сеять «разумное, доброе, вечное». Какой благодатный материал дает писателю наш сегодняшний день, наши будни, наполненные великими свершениями советского человека - строителя коммунизма! Разговор о художественном отображении современности особенно горячо развернулся на Первом учредительном съезде писателей РСФСР. «Современность - душа литературы» - этот лозунг нашел горячую и активную поддержку всей писательской общественности. Секретарь ЦК КПСС тов. Е. А. Фурцева на XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза отметила, что за последнее время у нас появилось немало произведений, которые можно по - разному оценивать, но в которых нельзя не видеть страстного желания авторов активно вмешаться в действительность, способствовать победе нового, передового в нашем обществе. К таким произведениям относятся новые романы Федора Панферова, Всеволода Кочетова, Галины Николаевой, Бориса Полевого, Антонины Коптяевой, писателей братских республик.

Говоря о литературной жизни в период между двумя съездами писателей СССР, нельзя не сказать о молодых, свежих, талантливых голосах, уверенно зазвучавших в последние годы. Мало кому известен был, к примеру, Анатолий Кузнецов до опубликования своей первой повести, «Продолжение легенды». А Николай Воронов, Станислав Мелешин, Лев Парфенов, Ричи Достян, Семен Шуртаков, Евгений Белянкин? Не часто встречались в нашей печати и имена Владимира Гордейчева, Федора Сухова, Риммы Казаковой, Дмитрия Блынского.

С новыми удачными произведениями выступили Владимир Тендряков, Владимир Солоухин, Майя Ганина, Николай Дементьев, Анатолий Иванов, Михаил Жестев. Молодая поросль советской литературь! все настойчивее и громче заявляет о себе. И то, что молодые писатели несут в нашу литературу, не может не радовать. Большинству из них присущи четкое, реалистическое восприятие жизни, любовь к своим героям - простым людям труда, богатство красок и деталей в обрисовке человеческих характеров, в описании картин природы. Этих писателей не задела пресловутая теория «бесконфликтности». Не встали они и на путь унылого «обличительства». Связь с жизнью народа, стремление быть в самой гуще событий, в среде своих героев - вот что поддерживает и окрыляет литературную молодежь. Нельзя пройти и мимо поисков своеобразной художественной формы, новых композиционных решений, новой «техники» письма, характерных для таких произведений, как, например, «Золотое кольцо» Михаила Жестева или «Владимирские проселки» Владимира Солоухина. Солоухин в форме путевого дневника, путевых записок раскрыл удивительную прелесть и богатство природы родной ему Владимирщины, показал, как душевно щедры, трудолюбивы, талантливы его земляки - колхозники и колхозницы, механизаторы, агрономы, шоферы - весь сельский люд, который повстречался ему на дорогах владимирской земли. Щедрость земная и щедрость людская звучат как лейтмотив всей этой книги, написанной рукой талантливого поэта.

Но, говоря даже о самой добротной прозе молодых, нельзя не почувствовать во многих книгах налет иллюстративности, описательно - сти, отсутствие, так сказать, перспективного взгляда на жизнь.

В конце прошлого года в журнале «Москва» была опубликована повесть «Подгон» Семена Шуртакова - о молодом председателе колхоза. Автор хорошо знает то, о чем пишет: бывший комбайнер, житель деревни, он сроднился со своими героями. В повести поднята проблема взаимоотношений колхозов и МТС. Секретарь райкома Федор Степанович говорит Огонькову: «Да плохо это - два хозяина на одной земле... Много, очень много на этом теряем». Но к тому времени, когда книга вышла в свет, партия и правительство успешно решили эту проблему. Многие страницы повести, таким образом, превратились в иллюстрацию уже пройденного этапа в нашем колхозном строительстве.

Вторгаться в жизнь - не значит пописывать вчерашний гул». Вторжение в жизнь осуществляется в полной мере тогда, когда художник нащупал общественные события, человеческие характеры и столкновения, еще только назревающие в действительности. Само собой разумеется, что действенность и актуальность книги и в этом случае будут определяться прежде всего ее художественными достоинствами.

Живое и благотворное дыхание современности чувствуется в произведениях молодых прозаиков, пишущих о колхозной деревне, о людях производства. Но посмотрите наши молодежные альманахи, сборники, журналы. Еще нередко на их страницах печатаются рассказы и повести, герои которых действуют как бы вне времени и пространства. Авторов таких произведений чаще всего волнуют отвлеченные, «вечные» вопросы. Однако давно известно, что отвлеченное морализирование ничего общего не имеет с живой, кипучей, боевой жизнью нашей молодежи, наших комсомольцев.

В обстановке всенародного подъема будет проходить Третий съезд писателей СССР. Все советские люди с воодушевлением претворяют в жизнь величественную программу строительства коммунизма в нашей стране - семилетний план развития народного хозяйства. И молодым писателям здесь непочатый край работы, творческих поисков, прекрасных открытий «золотых россыпей» в сердцах и душах своих современников.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены