От «саженок» до «баттерфляя»

Платон Ипполитов| опубликовано в номере №283, июль 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Одиннадцатилетний Джонни Вейсмюллер меньше всего предполагал стать знаменитым пловцом, когда доктор нашел, что болезненному мальчику нужна физкультура. Врач прописал Джонни в качестве лечебного средства... плавание. Мальчик ходил на реку Плейнс в Чикаго. Он плавал, как и все, «по - собачьи».

Зимой Джонни посещал бассейн. Чтобы разнообразить прописанный лечебный моцион, он стал, плавая, подражать стилю самых быстрых пловцов, которых видел в бассейне. Копировал движения чемпионов он мастерски и этой особенностью обратил на себя внимание инструкторов плавания. Его начали тренировать, но ничего путного не получалось из худощавого, высокого подростка, видом своим напоминавшего угря. Однако как раз пловца с такой фигурой искал Вильям Бахрах, тренер олимпийской команды Соединенных штатов. У Бахраха засела в голове мысль привить молодому пловцу лучшие качества мировых чемпионов скоростного плавания.

Для первого раза Бахрах предложил своему ученику проплыть 100 ярдов (91 метр).

- Я пытался проплыть с максимальной скоростью в пять раз большую дистанцию, чем та, к которой я привык, - рассказывает Вейсмюллер про свой дебют. - Мой стиль был ужасен. Я прыгнул в воду и поплыл с высоко поднятой головой. К концу 25 ярдов я совершенно вымотался. Так я получил урок, что в скоростном плавании стиль - это все. С тех пор я всегда, строго соблюдая стиль, больше следил за своими движениями чем за противниками. Скорость в плавании приходила всегда, когда я соблюдал точные стилистические указания своего тренера.

Так говорит выдающийся мировой рекордсмен, первым проплывший 100 метров «кролем» меньше чем в 60 секунд.

Плавание - один из самых «технических» видов спорта. Здесь буквально техника решает все. Как же развивался стиль современных пловцов?

Трудно предположить, чтобы первобытный человек не умел плавать. Вероятнее всего, люди доисторической эпохи так же хорошо плавали, как и лазали по деревьям.

Первым «инструктором плавания» для человека была лягушка. Ее скачкообразным движениям в воде стали подражать. Так постепенно выработался общеизвестный стиль плавания на груди «а ля брасс».

В 1875 году капитан Вэбб, 28 лет, впервые переплыл Ламанш, пролив между берегами Франции и Англии, затратив на проплыв 63 километров из Дувра в Кале 22 часа 44 минуты 55,8 секунды. Плыл он «брассом».

В стиле «брасс» все движения спокойны и ясно очерчены. Пловец лежит на груди, ноги сомкнуты и вытянуты, руки вытянуты вперед. Из этого «исходного положения» руки одновременно гребут в стороны до линии плеч, затем руки идут к подбородку, а ноги принимают положение, как у человека, присевшего на корточки с сомкнутыми пятками и широко разведенными коленками. На счете «три» руки, оставаясь сомкнутыми, выбрасываются в воде вперед, а ноги разбрасываются в стороны и резко смыкаются.

После рекорда Вэбба все были уверены, что для сверхдальних проплывов никакой другой стиль, кроме «брасса», не годится, а меньше всего - «кроль». Но вот в 1926 соду американка Гертруда Эдерле, первая из женщин, переплывает Ламанш «кролем» и показывает замечательное время - 14 часов 31 минуту.

Самый молодой стиль спортивного плавания - «кроль» - получил визу в европейские бассейны не больше 30 лет назад, а всеобщее признание - лишь после олимпиады 1912 года в Стокгольме.

При плавании «кролем» количество тормозящих движений сводится к минимуму. Пловец лежит на груди. Лицо до уровня бровгй погружено в воду, руки делают поочередно гребки, а вытянутые ноги - два удара на каждый гребок.

Техника плавания быстро прогрессирует.

Новый рекордсмен вносит «поправки» к стилю, улучшает технику. Новую, более современную технику копируют молодые пловцы, и движения спортсменов получают еще более «обтекаемую» форму. Хронология рекордных достижений растет.

Так например Вейсмюллер взял все лучшее у своих предшественников: у Норманна Росса - уменье расслаблять мышцы и брать старт, у Гарри Гребнера - искусство поворота, у Дука Кахэнамоку, мирового чемпиона, - спринтерское мастерство и на этой базе построил свой стиль.

Что доказал Вейсмюллер? Голову нужно держать в воде опущенной до уровня бровей. При выносе руки вперед допускать только незначительный «вал» корпуса: это уменьшает сопротивляемость воды. Вдыхать в течение одной пятой отрезка времени, нужного для рабочего движения руки к бедру, а выдыхать все остальное время. Пловец должен научиться не только координировать движения, но уметь отдыхать, расслабляя мышцы на доли секунды. Эти основы вейсмюллеровской техники углубили его последователи.

Вот таблица роста мировых рекордов на 100 метров в стиле «кроль»:

Техника стиля «треджен» очень сходна с движениями в «кроле». Работа рук совершенно одинакова, но ноги во время заноса руки делают в воде «ножницы». Во время удара другой руки ноги остаются неподвижными или же делают два - три удара как в «кроле». «Треджен» - стиль более спокойный и медленный чем «кроль», но более быстрый чем «брасс», «бок» и «спина».

Между прочим, стиль «треджен» заимствован у искателей жемчуга с побережья Южной Америки. Люди, для которых пребывание в воде является трудной изнурительной профессией (искатели жемчуга, рабочие по очистке подводной части судов от прилипших ракушек и слизняков), владеют высокой техникой плавания.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены